Вдоль дороги появляются первые развалины — это начинается в районе Витри. Руины, здания без крыш, провисающая штукатурка, балки, торчащие в воздухе. Ненадолго — потом местность снова становится аккуратной и опрятной, чистой и красиво застроенной. Много новых домов. Поезд останавливается. На соседнем пути стоит вагон, на двери написано «FUMEURS»*, столб закрывает первые две буквы, можно прочитать только часть слова.
Верден, маленький провинциальный город. В новое время о нем однажды уже говорили — в 1870 году. Гарнизон, капитулировавший со всеми военными почестями, покинул город, и он перешел под немецкое управление. Немецкого чиновника, которому был подчинен город и департамент Маас, звали фон Бетман-Хольвег**.
Можно купить маленькую брошюру «Верден до и после». Это был красивый, симпатичный и дружелюбный город с маленькими домиками у реки, с собором, с идущими вверх и вниз по холмистому ландшафту дорогами. И рядом с каждой картинкой прошлого стоит еще одна. Совсем плохо это уже не выглядит: многое восстановлено, некоторые части города не пострадали, ратуша сохранилась почти полностью. Но речь не о Вердене, не о маленьком городке. Вокруг Вердена находилось 34 форта.
У въезда в город — крепость. Она вырублена в скале, гигантское сооружение с коридорами общей протяженностью 16 километров. Кое-что можно увидеть.