Сюжеты · Политика

Теракт разлетелся на осколки

СК РФ по Ленобласти сообщил о заключении под стражу 16-летнего подростка, неудачно пытавшегося поджечь военкомат

Максим Леонов , специально для «Новой»
Фото: ГУ Расгвардии СПб и ЛО

Несмотря на то что итогом действий ученика 10-го класса петербургской гимназии стали осколки бутылки и лужица дизтоплива, его поспешили объявить террористом.

Вечером 28 февраля офицер, дежуривший в военном комиссариате Кировска, на дисплее камер наружного наблюдения заметил молодого человека, что-то делавшего у правой от входа стены здания. Через несколько секунд он заметил, что юноша что-то бросил в стену и кинулся в сторону дороги. Раздался звон разбитого стекла, дежурный понял, что об стену возле входной двери разбили бутылку, и вернулся к наблюдению. Через пару минут он опять увидел того же парня, подходящего к зданию. Удивившись, что тот не сбежал, дежурный нажал на кнопку вызова Росгвардии (именно в эту структуру были переданы подразделения вневедомственной охраны).

Наряд вневедомственной охраны задержал подозреваемого в 200 метрах от военкомата. При себе у него обнаружилась пятилитровая канистра с соляркой. Именно им подросток пытался поджечь здание военкомата.

— Иначе как дуростью я всю эту историю назвать не могу, — рассказал на условиях анонимности один из членов следственной группы, работавшей на месте происшествия. 

— Был бы парень постарше, мог бы знать, что солярка не вспыхивает как керосин. Но тут, по сути, ребенок, откуда ему это было знать?

Первоначально сотрудники Следственного комитета РФ по Ленобласти сообщили, что по факту преступления возбуждено уголовное дело по статье 167 УК РФ (умышленное повреждение имущества, до 5 лет лишения свободы). Но уже 3 марта стало известно, что статью переквалифицировали и теперь подросток подозревается в попытке совершения террористического акта (ст. 205 УК РФ, до 20 лет лишения свободы).

О самом «террористе» в настоящее время известно мало. Во-первых, закон запрещает разглашать личные данные несовершеннолетних. Во-вторых, правоохранительные органы делают все возможное, чтобы максимально засекретить любую информацию. 

В частности, один из учителей гимназии, в которой учится задержанный, сообщил нам, что всем учителям едва ли не под страхом смерти запретили общаться с журналистами.

В то же время вызывает сомнение законность предъявления обвинения столь молодому человеку по «тяжелой» статье.

комментарий

Кандидат юридических наук, адвокат Сергей Афанасьев:

— Так как никаких разрушений в данном случае не было, то правоохранительные органы могут ориентироваться на ту часть 205-й статьи, в которой говорится об угрозе террористического акта. Но в данном случае квалифицирующим признаком должна быть попытка дестабилизации деятельности органов власти в целях воздействия на принятие ими того или иного решения. Да этот пацан даже слов таких не выговорит!

На мой взгляд, в данном случае имеет место быть либо обычная «хулиганка» (ст. 213 УК РФ «Хулиганство», до 5 лет лишения свободы). Либо комплекс «Геростратовой славы», когда упоминания в СМИ пытаются добиться любым путем. Но 205-я — это явный перебор!

По мнению адвоката, то, что это далеко не первая попытка поджечь военкоматы и подобные преступления случаются регулярно, в нынешних условиях и подвигло власти предъявить столь серьезное обвинение.

КОММЕНТАРИЙ

Кандидат юридических наук, адвокат Сергей Афанасьев:

— Не удивлюсь, если из мальчика попытаются сделать некое «пособие» для возможных последователей. Мол, наказание будет слишком строгим, несмотря на возраст. Я согласен с тем, что иногда слишком суровый приговор служит «прививкой» для тех, кто только готовится совершить преступление. Например, если за убийство жены в ходе бытовой ссоры виновный пойдет за решетку не на 7–9 лет, а сядет пожизненно, то его сосед, даже будучи сильно пьяным, задумается, прежде чем брать в руки кухонный нож. Но в данном случае речь идет о мальчишке, у которого вся жизнь впереди. И ломать ее только для того, чтобы преподать урок возможным его последователям, на мой взгляд, в корне неправильно. Помните, у Шевчука в песне про террориста Помидорова? «Я ж холостыми, он выл на допросах… …Нечего, падла, народ баламутить. Взяли и вправду его… Тра-та-та…» Не дай бог, конечно…

Ленинградская область