Феликс Светов «Опыт биографии». Зоя Светова «Невиновные». Издательство Ивана Лимбаха, Санкт-Петербург, 2023 г.
Есть книжки, которые через какое-то время после того, как были изданы и прочитаны, — кажутся прочно забытыми. На фоне других, может быть, более ярких и шумных, они выглядят «слабеющими», уходящими в прошлое, как в огромную историческую тень.
Но иногда они возвращаются — и возвращаются мощно.
Наверное, именно это когда-то произошло с книгой Феликса Светова «Опыт биографии». Мучительно и долго писавшаяся автором в начале 1970-х годов, изданная за границей в 1985-м, подводившая итог и молодости, и скитаниям 50-х, и студенческой «оттепели», и вполне успешной «союзписательской» биографии в 1960-е, и мучительным разрывом с ней — она вдруг оказалась сегодня новой и удивительно современной.
Феликс Светов «Опыт биографии». Зоя Светова «Невиновные». Издательство Ивана Лимбаха, Санкт-Петербург, 2023 г.
Феликс Светов — сын расстрелянного в 1937-м году Григория Фридлянда, советского историка, первого декана исторического факультета МГУ. Писатель, критик, постоянный автор «Нового мира». Человек, подписавший немало коллективных писем в защиту гонимых и осужденных начиная с Синявского и Даниэля — в советское время именно такая форма протеста была для многих единственно доступной и возможной. Затем арестованный и осужденный по статье «Антисоветская агитация и пропаганда» (знаменитая 190-я) в 1985 году. Вместе с Зоей Крахмальниковой, своей женой, находился в ссылке два года — в 1987-м при Горбачеве их отпустили.
Впереди была еще «долгая счастливая жизнь», публикация книг в московских и зарубежных издательствах, снова статьи и публикации в российской печати и даже работа в президентской комиссии по помилованию до 2001 года (умер Феликс Григорьевич в 2002-м). Ну и, наконец, Феликс Светов успел вырастить замечательную дочь — Зою Светову, многочисленных внуков, один из них, Тихон Дзядко*, возглавляет ныне телеканал «Дождь»* в качестве главного редактора.
Возможно, именно этот семейный контекст поначалу заставляет прочитать книгу совсем по-другому, чем когда-то, — рифмы очевидны, исторические уроки так и не выучены, совпадения не случайны.
Если внук сегодня вынужден уезжать за границу, спасаясь от преследования, то, безусловно, поневоле задумаешься о судьбе деда — бунтарство по наследству, революционные гены передаются, страна все с той же страстью набрасывается на «несогласных», что и раньше?
Книга, собственно, состоит из двух частей — книги Феликса Светова и повести известного журналиста и правозащитника Зои Световой «Невиновные». В ней языком художественной прозы описаны совершенно реальные истории уже из наших дней — устроенный ФСБ процесс над известным ученым, отчаянная борьба адвокатов за его спасение или хотя бы облегчение участи, диалоги правозащитников, подследственных и прокуроров, абсурд и мрак заново выстраиваемой репрессивной системы.
Ну и поскольку начинается книга «Опыт биографии» прямо с ареста отца Феликса Светова — Григория Фриндлянда — то есть с описания удушливой атмосферы конца 30-х годов, обысков и арестов, атмосферы страха и предательства коллег и друзей, полного разгрома жизни тех, кто еще недавно был на вершине и страстно верил в идеи революции, — эти рифмы, конечно, становятся совсем разящими.
Но ведь дело не только в этих рифмах, не только в генетическом диссидентстве, в этой продолжающейся уже почти сто лет семейной эпопее гражданского сопротивления.
Оказавшаяся в нынешнем контексте — старая диссидентская книга содержит в себе и массу новых, довольно острых вопросов.
Первый вопрос — об ответственности и идентичности.
Кто мы и за что мы отвечаем в прошлом?
Признаюсь, впервые я задумался об этом, читая совсем другую книгу — «Мое пристрастие к Диккенсу» Веры Морозовой, также недавно переизданной, уже в третий или четвертый раз.
История жизни «детей расстрелянных отцов» в книге Морозовой — правдивая, искренняя, наполненная живыми деталями, она, казалось бы, не имеет и не должна иметь никаких внутренних противоречий. Автор — жертва репрессий. Семья, бабушка, дяди — спасители, добрые ангелы, последний бастион для девочки, оставшейся без родителей.
И все же поневоле задумаешься: один Морозов (дедушка) участвовал в расстреле царской семьи (пусть и на вторых ролях), другой (дядя) служил в охране тогдашней партийной элиты, третий — секретарь Кунцевского горкома. Это же самые что ни на есть «большевики»: в диссидентском, протестном, оппозиционном контексте, начиная с 1960-х и кончая нашим временем, — понятие вполне однозначное, свирепое, даже страшное.
То же самое в мемуарах Феликса Светова — его отец, видный деятель первых лет большевизма, «красный профессор», автор исторических учебников. И Феликс Светов, оплакивая отца, пронеся сквозь всю жизнь это горькое пламя сыновней любви, — мучительно и порой довольно жестко пытается разобраться в его ошибках. И в ошибках всего этого поколения.
Сегодня это читается совсем иначе, чем тогда, когда эти книги писались, выходили. «Тогда» все было ясно: репрессированные вместе с родителями дети — это просто жертвы Сталина, безумного палача. Ведь то же самое можно сказать и о многих других видных советских диссидентах — Литвинове и Якире, Боннэр и Красине, да и многих других.
Дает ли расстрел отца моральное право не говорить о его ошибках, не разбираться с ними?
Григорий Фридлянд, один из основателей еврейской партии «Паолей Цион», автор биографий Марата и Дантона, человек блестяще образованный и невероятно яркий — в воспоминаниях сына, безусловно, ответственен и лично, персонально за все, что произошло со страной, с людьми, оказавшимися внутри этой мясорубки.
Это сделано очень тонко, бережно — и в то же время это, безусловно, трагические страницы.
Этой бескомпромиссности в отношении самих себя, своих родителей и предков, в отношении всего того опыта, что мы несем в себе, — очень не хватает сегодня, когда мы осмысляем и советскую, и другую не менее революционную эпоху перестройки и 90-х.
Слава богу, еще никто не расстрелян — но необходимость этой «переработки памяти» (а не приклеивания ярлыков и холодной фабрикации фейсбучных штампов) — есть. И она растет.
Но если пристрастность сына по отношению к отцу, попытка его понять, но не прощать, попытка осмыслить его во всей полноте — мне очень близка, то другая «рифма» к сегодняшнему времени из «Опыта биографии» Светова вызвала скорее желание спорить.
Речь идет о тех страницах, может быть, главных для книги — где
Феликс Светов горячо обвиняет своих близких друзей и ровесников за трусливую двойственность их позиции, за конформизм и разрешенное «неопасное» вольнодумство. Если говорить коротко — за их «системный либерализм».
Тогда такого термина, разумеется, не было. Касается эта полемика с «разрешенными» (по мнению Светова) либералами — прежде всего, с редакцией «Нового мира» и главного оппонента Светова в ней — Владимира Яковлевича Лакшина, одного из самых известных советских критиков и культурологов.
…И также одного из главных эпизодов этой полемики: статьи Лакшина по поводу трилогии в театре «Современник» — «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики», — наделавшей когда-то много шума.
Вот строки, как-то особенно меня резанувшие — и своей безусловной правдой, и своей тяжелой пристрастностью (простите заранее за длинную цитату):
«Странное впечатление производил этот безумно смелый театр задолго до «вешалки»: билеты спрашивают у метро, толпа разгоряченных молодых людей давится у входа, а вдоль стены театра — одна, вторая, третья, четвертая, пятая машина гонимых актеров…Что лучше — закрыть театр или, предав себя однажды, потом дважды выйти на сцену, чтобы из-под руки шепнуть что-то вострое благодарно воспринимающей тебя аудитории?
Был 1968 год, в Чехословакии начиналась весна, Синявский и Гинзбург отбывали лагерный срок, по рукам в самиздате ходили романы Солженицына и Марченко о том, что сегодня происходит в наших тюрьмах и лагерях, через две улицы — Лубянка. Я уходил со спектакля, продираясь сквозь радостно возбужденную толпу, слушал шепот: спектакль вот-вот закроют за остроту, проходил мимо автомобилей, купленных смельчаками-актерами за деньги, полученные от государства, за их смелость, минус партийные взносы…
У меня еще горели щеки от только что пережитого унижения, когда меня подняли в финале спектакля: актеры, жалко согнувшись, воровским шепотом, с подмигиванием и переглядыванием пели «Интернационал», а зал, неловко оборачиваясь и смущаясь, подтягивал — тихо или погромче, или только открывая рот, чтобы соблюсти видимость лояльности».
В этой яркой картинке — вся суть претензий Светова к тем, кто выпускал «Новый мир» (и в результате редакция была жестоко разгромлена), кто писал и выпускал острые книги и стихи, ставил «вострые» спектакли, кто пытался снимать другие фильмы — словом, практически ко всей творческой интеллигенции, и хотя, скажем, «Таганка» или Тарковский в книге не упоминаются, речь, конечно, и о них тоже, не говоря уж об Евтушенко и Окуджаве.
Итак, порвать навсегда со всей «разрешенной правдой», перестать выпускать книги за счет государства, уйти из всех «социальных сфер», жить в катакомбах и подполье, стать изгоем, изгнанником, узником или…
Сегодня трудно возражать этой позиции автора, наоборот, хочется еще и еще раз прислушаться к его аргументам, которые не были, прямо скажем, услышаны его ровесниками и друзьями…
Но — некуда деться от своего внутреннего понимания:
«Современник», стихи Окуджавы и Самойлова, «Новый мир» и Тарковский (да и не только он) — были не менее, а может быть, и более важны для наступления другой, демократической эпохи. Для той самой перестройки, в которой в конце концов принял участие и Светов, и многие другие диссиденты. Эти «системные либералы» в искусстве, в культуре, в образовании, эти «люди компромисса» сформировали в обществе острую потребность в ином, не казенном мышлении и слове, потребность и жажду свободы. Их стараниями вызрела внутри советского мира эта перестройка.
Без них — не было бы тех миллионов, которые активно поддержали Горбачева и Ельцина, Сахарова и Гайдара, вышли за ними на площадь и отдали свои жизни. Этих людей в конечном итоге сформировали не только Солженицын и «Хроника текущих событий», но и те самые двойственные, малодушные (по мысли Светова) люди, которые «воровским шепотом» пели «Интернационал» на сцене «Современника» весной 1968-го года, и вообще все «шестидесятники». А пели они «Мы наш, мы новый мир построим», вкладывая в эти слова свой смысл, очевидно, а не только «соблюдая правила игры».
Если спроецировать эту полемику на день сегодняшний — результат получится еще горячее. Уезжать или оставаться? Продолжать ли учить детей и писать книги, ставить спектакли и писать диссертации — в этой, нынешней России?
У меня лично ответа на это вопрос нет, но люди, твердо выбравшие этот вариант (оставаться) вызывают во мне уважение, и я вижу в их позиции как раз не малодушие, а силу духа.
…Хорошо ли, что спорю с книгой, которая вызывает во мне, не побоюсь этого слова, настоящее восхищение многими своими страницами?
Мне кажется, да. Эта книга именно так устроена, и судить ее надо по законам, которые определил ей автор, — она полемична, она обязана задевать и «вздергивать», она тяжелая и порой давящая именно в силу того, что автор не боится противоречий, не боится обвинять — и себя, и целый мир. Это именно исповедь, бесконечный спор с самим собой, «самокопательство», забытый ныне термин, перешедший целиком в область «душевных болезней», практик психотерапии, а между тем на этой почве произрастала целая формация новых людей послесталинской эпохи, «людей шестьдесят восьмого года». И за то, что в книге «Опыт биографии» сохранена эта уникальная интонация «самокопательства» — отдельная благодарность и наследникам, и издателям.
Есть в книге страницы, для меня особенно дорогие, — это мифология Москвы, места, связанного с детством, — «Третий дом советов», где находилась квартира расстрелянного отца, «красного профессора» Фридлянда: Божедомка, Каретный Ряд, места для меня родные и дорогие, хотя никогда я там не жил, да и многих других московских «античных развалин». Есть фантастически сильное описание юношеской дружбы с Марком Щегловым, одним из главных критиков «оттепели», человеком трагической судьбы, состоящее из наивных и солнечных, трогательных и искренних воспоминаний.
Есть страницы трудные, исповедальные, насыщенные реалиями времени, которые не так просто расшифровать, тем более что сам автор принципиально не хочет и не может их расшифровывать, заранее зная, что книжка «не для печати» и появится только чудом, если издадут за границей.
Да, эта книга — документ. И относиться к ней нужно именно как к документу, бережно сохраненному в архиве времени.
Бережно отслаивая факт за фактом, интонацию за интонацией, портрет за портретом, эпоху за эпохой, открытие за открытием. Таким поразительным открытием, например, стала для меня встреча в Союзе писателей с председателем Верховного суда СССР с писателями, которые поставили своим подписи под письмами протеста, — в защиту Синявского и Даниэля, Гинзбурга и Галанскова. Их не обвиняли, им не угрожали поначалу — нет, «усадили за стол переговоров», ласково увещевали, пытаясь вразумить высоким «юридическим» авторитетом. Власть была еще растеряна, получив эти десятки коллективных писем и сотни подписей известных людей, еще не успела оправиться от шока и пыталась «разговаривать», не переходя на язык репрессий. Что-то похожее на нашу ситуацию двухтысячных годов, первых митингов Болотной. «Легальный» протест, «легальная» оппозиция, когда еще никто ничего не боится. Тоже неявная, но удивительная рифма.
Чем все это кончилось «для нас» — описано в книге дочери, Зои Световой, которая как бы является эпилогом к диссидентской эпопее отца. Суды, обвинения, иезуитская позиция следствия, железобетонность обвинений и выглядывающий отовсюду почерк «конторы», след ФСБ.
…Будем верить, что когда-нибудь будет написан и другой эпилог.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}