Сюжеты · Общество

Муму

Патриотическая опера с элементами балета

Петр Саруханов / «Новая газета»

Действующие лица:

Герасим, немой крестьянин

Муму, собака испанской породы

Царь Ксенофонт, Властелин Реки

Barbara_1787, инстаблогерка

Рома и Ксюша, менеджеры

Александр Васильевич, командир

Джорджан Брунович, изобретатель

Солодовое Молочко

Последние Русские Мысли, Сила Правды, Потенциальные Клиенты, Охранники Парка, Прохожие, Армейские Чины, Военные Системы и Изделия, Журналисты, Блогеры, Те, Кто Рад Случившемуся и др.

Либретто

Пролог

Раннее утро. По Москве-реке мимо Кремля в направлении Лужников плывет лодка, в ней сидит мужчина. Это Герасим, немой русский крепостной средних лет. В руках он держит небольшую собаку испанской породы — Муму. Оказавшись в отдалении от жилья и офисных помещений, Герасим привязывает к собаке камень, накидывает на нее мешок и бросает в воду. Муму уходит на дно. Герасим молча плывет к берегу, утирая слезы отчаяния, сомнения и тоски от тяжкой непреодолимой доли.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Муму погружается на дно Великой Реки. Обширное пространство дна заполнено предметами и сущностями разных периодов всемирной русской истории. Здесь остовы знаменитых кораблей, кувшины с золотом партии, фрагменты Янтарной комнаты, образцы непобедимого оружия — в частности пушка с туго забитым в нее снарядом, а также потускневшие портреты великих утопленников прошлого, включая Григория Распутина, Персидскую Княжну, Василия Чапаева, адмирала Колчака, прыгнувшей с обрыва Катерины, Тридцати Трех Богатырей др.

Течение Великой Реки приводят в движение потоки Последних Мыслей, брошенные русским народом в темную пучину своего самосознания. Мы становимся свидетелями страстного танца Последних Мыслей и слышим обрывки их песен: «С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира»… «У ней особенная стать — в Россию можно только верить, умом Россию не понять»… «Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное»… «Не народ, а скотина, хам, дикая орда душегубов и злодеев»… 

«Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело порою жить в России, в этой вонючей среде грязи, пошлости, лжи, обманов, добрых малых мерзавцев, гостеприимных плутов — отцов и благодетелей взяточников!»… «Надо, Федя, надо»…

Муму очарована гибельной красотой танца Последних Мыслей. Она уже готова стать одной из них и влиться в сильное течение Великой Реки со своей собственной последней мыслью.

«За что?» — поет Муму о своей собачьей доле.

Удивительно, но именно эта простая мысль останавливает танец других Мыслей. Великая Река как бы замирает, сцена озаряется ярким зеленым светом. На ней появляется Речной Царь Ксенофонт.

Картина вторая

Петр Саруханов / «Новая газета»

Царь Ксенофонт олицетворяет тайну власти Великой Реки. На сцену он выезжает в гигантской болотной кувшинке, запряженной карасями. На высокий лоб Царя ниспадает прядь редких глубоководных водорослей «апоногетон двухколосый». В руках у Ксенофонта томик философа Ильина, на голове — золотой двурогий шлем Александра Македонского, утопленный в кинофильме «Джентльмены удачи».

Ксенофонт поражен красотой и искренностью Муму. Он поет свою арию, в которой объясняет собаке Суть Событий. Великая Река, которой он управляет, могущественна и непобедима. В Реке заключена Сила. Сила — в Правде, которую человечество бездумно утопило в Реке. Сила Реки такова, что она способна стать целым Океаном Правды и затопить человечество, чтобы вернуть ему утраченные и забытые ценности. Для этого не хватает сущего пустяка: Радости. Потому что Силы в Правде действительно много. А Радости нет никакой.

Ксенофонт заключает с Муму контракт. Он сохраняет собаке жизнь в обмен на то, что она найдет, испытает и принесет ему Радость. Муму соглашается. Потоки Мыслей и Сила Правды стремительно увлекают собаку наверх, в реальность.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая

Нескучный Сад. Муму, отряхиваясь, выходит из воды, оглядывается. Непонятно, сколько времени провела она на дне. Москва то ли похорошела, то ли изменилась до неузнаваемости. На гранитной набережной в шезлонге лежит инстаблогерка Barbara_1787. Она делает селфи своего 3D-педикюра и пьет тыквенный латте на альтернативном молоке. Barbara_1787 изгибается, чтобы вместе с педикюром захватить в кадр стаканчик с напитком и фрагмент своей искусно сформированной груди. Затем складывает губы «уточкой» и поет арию: «Я, будучи свободной во всех сферах». Ария содержит в себе отсылки к психоанализу, благотворительности и тяжести созависимых отношений.

Петр Саруханов / «Новая газета»

Внезапно в кадре айфона возникает Муму. Barbara_1787 поражена счастливой случайностью. Она берет палку для селфи и начинает стрим. Муму удивлена: она не понимает, что надо делать. «Всем привет на стриме! — поет Barbara_1787 — Почему мы именно здесь и именно сейчас? Потому что к нам приблудилась очаровательная псюша! И мы, короче, радуемся. Радуемся этому дню, свободе и псюше! Радуемся так, что у всех нас сейчас лопнут от радости глаза. Давай, псюша, давай!»

Муму подбегает к Barbara_1787 и выкусывает ей глаз. Кровь хлещет рекой, инстаблогерка теряет сознание, айфон падает на асфальт, на его экране вспыхивают красные сердечки лайков. 

На набережной начинается паника, перепуганная Муму убегает.

Картина вторая

Парк Горького. Веселые пары под музыку играют в пинг-понг, лежат на газонах, целуются на цветных пуфиках. Дети кормят хлебом уток. На скамейке в тенистой аллее сидят Менеджеры — Рома и Ксюша. Рома недоволен условиями контрактации. Ксюша — поведением Ромы на питчинге. Они исполняют дуэт: «Кто кого теперь брифует?» Постепенно к их арии присоединяются Потенциальные Клиенты, то и дело подъезжая к Роме и Ксюше на роликах. У каждого свой вопрос: по брендированию, по маркетингу, по дизайну презентации, по договорам, по соцсетям и т.д. Каждый раз Рома и Ксюша языком жестов и песни отвечают Клиентам: «Спасибо, мы вас услышали, вернемся с ответом». Клиенты уезжают, у каждого на лице — Радость.

Петр Саруханов / «Новая газета»

Муму, ощущая эту радость, тоже подходит к скамейке Менеджеров и принимает положения хатха-йоги «Собака головой вверх» и «Собака головой вниз». Менеджерам знакомы эти асаны, но они считают собаку всего лишь бессловесной частью культурно-развлекательного кластера, поэтому переключаются на песню о текущих трендах. Из нее мы узнаем, что на смену новой искренности Эпохи Гнева приходит циничная откровенность Эпохи Страха. «Надеюсь, эта сучка от нас отвяжется», — поет Рома, стараясь соответствовать этике момента. «Надеюсь, она откусит тебе ноги» — шутит Ксюша.

Муму отгрызает Роме ногу. Радости не случается. Ксюша падает в обморок. Рома истошно вопит, корчась в луже крови. Муму в испуге убегает, за ней мчатся охранники парка в форме цвета крем-брюле.

Картина третья

Мелькание погони сменяется покоем и строгой чистотой помещений. Пробежав по Фрунзенской набережной, Муму оказывается в коридорах Национального Центра Управления Обороной РФ. Через приоткрытую дверь она заходит в просторный зал, где сидят Армейские Чины. К ним обращается генерал Александр Васильевич — бритый налысо человек в форме с крупной нашивкой «Командир».

Александр Васильевич исполняет арию «Сегодня у нас радостный день». В ходе арии Александр Васильевич докладывает, что, невзирая на враждебные действия, которые пересекают красные линии и нагнетают международную напряженность, плановая деятельность по укреплению обороноспособности продолжается.

«Совершенствуется состав и организационная структура соединений и частей, — поет Александр Васильевич. — Совершенствуется система их базирования. В целях парирования потенциальных угроз в строй вводятся системы нанесения фатального ущерба, не имеющие аналогов в мире».

Петр Саруханов / «Новая газета»

На сцене начинается танец Систем и Изделий. В вальсе кружатся Невидимый Прыгающий Танк, Снаряд Справедливости замедленного действия, Пули Духовности с цитатами Бальмонта и Пушкина, Огнемет «Полярное Сияние» и другие образцы, не имеющие аналогов в мире. Солирующая роль принадлежит гиперзвуковой ракете возмездия «Вавилон» с системой наведения на нетрадиционные ценности. Ее характеристики впечатляют. Максимальная скорость достигает девяти махов. Масса боевой части — 200 кг.

Хор Армейских Чинов поддерживает танец Систем и Изделий. Начинается кульминация. «Есть открытие люка! — поет хор. — Есть движение Главного Изделия!» В полу помещения открывается люк, и на сцене в сиянии прожекторов противовоздушной обороны появляется Главное Изделие — серотониновая граната «Радость» с ингибитором обратного захвата дебилизма. Под шум аплодисментов и крики «Ура!» 

Муму бросается к гранате и хватает ее. Раздается оглушительный взрыв хохота: взрывная волна веселья разрушает здание и выбрасывает собаку к зданию РИА «Новости» на Зубовской площади.

Картина четвертая

Здание РИА «Новости». На фасаде мерцает крупная бегущая строка: «Сегодня в 16-00 пресс-конференция! Изобретатель Радости, резидент парка инноваций и отдыха «Сколково» Джордан Брунович». Муму вместе с потоком журналистов и блогеров попадает в зал, где уже собралась масса возбужденного народу. На возвышении в кресле сидит Изобретатель — крупный немолодой человек с добрым лицом и печальными глазами.

«Дорогие друзья, — с чувством и одышкой поет Джордан Брунович. — Все мы объединены общими планами на будущее и планы эти — укреплять нашу духовность и нравственность. В сегодняшнее, безусловно, непростое время мы, изобретатели, делаем все, что нам положено. А именно: изобретаем то, что способно поддержать в обществе стабильность и сохранить гражданское согласие. Поэтому встречайте нашу совместную разработку с Институтом Национальных Преимуществ и Государственной Инспекцией Противодействия — бездымный контейнер для Радости «Прометей»!

Петр Саруханов / «Новая газета»

Джордан Брунович в медленном танце подходит к журналистам с небольшим прибором, похожим на кадило. Прибор светится изнутри попеременно черным, белым и болотно-зеленым цветами. Участники пресс-конференции образуют вокруг ученого и его прибора хоровод, плавно кружащий в ритме презентации.

«В основе устройства — каталитическая горелка, — поет Джордан Брунович. — Она состоит из двух каталитических сеточек, эжектора и тонкого отверстия, своего рода сопла. Когда вы делитесь с прибором своей радостью, в эжектор поступает смесь пропана-бутана и воздуха. Так называемые турбинки завихряют смесь в противоположные стороны. Она поступает на сеточки и светится. Если радости много, мы наблюдаем красное свечение. При этом прибор не дымит и пахнет линиментом бальзамическим по Вишневскому».

Участники хоровода по очереди делятся своей радостью с контейнером. Сцена озаряется красным свечением, в воздухе стоит запах мази Вишневского. 

Он опьяняет Муму, она бросается к передовой разработке «Прометей», хватает ее зубами. Раздается оглушительный треск, из контейнера вылетает птичка и выклевывает Джордану Бруновичу печень. 

Слышны крики, визги, красный свет гаснет, сцена погружается во тьму.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина последняя

Парк «Музеон». Скуля от тоски, Муму бродит среди памятников прошлых эпох, выставленных на просторной поляне. Чуть поодаль из Реки поднимается огромный зловещий памятник царю Петру Первому работы скульптора Зураба Церетели. Собаке страшно. Ее танец напоминает метания потерянной души.

Внезапно за мраморной головой Иосифа Сталина Муму находит спящего в траве бородатого человека средних лет. Из его кармана торчит недопитая бутылка водки «Чистые росы» производства Саранского ЛВЗ на основе однозернового органик-спирта, дистилированного на медном оборудовании Кемлянского спиртового завода. Вокруг спящего человека парит в танце легкое Облако — это натуральное Солодовое Молочко, полученное на собственной солодовне из органического ячменя и проса, используемое для ферментации зерна.

Петр Саруханов / «Новая газета»

В спящем человеке Муму узнает Герасима, решившего сбросить с себя оковы русского крепостничества, но не сумевшего найти Курский вокзал. Муму визжит и лижет Герасима в лицо. Он открывает глаза и от неожиданности обретает дар речи.

—`Прости меня, — поет Герасим и плачет. Плачет и Муму. Впервые в жизни она испытывает подлинную Радость.

В то же мгновение вода в Реке начинает бурлить. В ней образуются водовороты, в которых гибнут речные трамваи и катера, с грохотом падает и уходит под воду памятник Петру Первому. Из воды показывается, все увеличиваясь в размерах, Царь Ксенофонт. Он требует у Муму немедленно отдать ему найденную Радость, согласно контракту.

Однако Муму отказывается выполнить условия сделки с властелином Реки. Наученная опытом циничной откровенности Эпохи Страха, собака исполняет арию, текст которой не слышен в зале, однако смысл понятен по танцевальным движениям Герасима: «Это наша Радость, пойди найди себе свою».

Чужая радость оказывается губительной для Ксенофонта. Он начинает высыхать, идет трещинами, крошится и наконец с грохотом рассыпается в воздухе. 

В этот же момент Река выходит из берегов. Мутные потоки Правды обрушиваются на Москву, заливают улицы и проспекты. Течение русской Мысли прекращается, начинается Потоп.

Эпилог


Петр Саруханов / «Новая газета»

Из воды торчат верхушки небоскребов Москва-Сити. Муму и Герасим плавают на стволе дальневосточного кедра из парка Зарядье вокруг рубиновой звезды на шпиле Спасской башни. Постепенно на поверхность начинают всплывать Те, Кто Рад Случившемуся. Они и раньше чему-то радовались, но за это другие считали их тем, что не тонет. И вот действительно: не тонет.

Над поверхностью Случившегося разносится «Собачий Вальс» в обработке композитора Леонида Десятникова. Выжившие плавают по поверхности. С каждым днем их становится все больше.