Либретто
Пролог
Раннее утро. По Москве-реке мимо Кремля в направлении Лужников плывет лодка, в ней сидит мужчина. Это Герасим, немой русский крепостной средних лет. В руках он держит небольшую собаку испанской породы — Муму. Оказавшись в отдалении от жилья и офисных помещений, Герасим привязывает к собаке камень, накидывает на нее мешок и бросает в воду. Муму уходит на дно. Герасим молча плывет к берегу, утирая слезы отчаяния, сомнения и тоски от тяжкой непреодолимой доли.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Муму погружается на дно Великой Реки. Обширное пространство дна заполнено предметами и сущностями разных периодов всемирной русской истории. Здесь остовы знаменитых кораблей, кувшины с золотом партии, фрагменты Янтарной комнаты, образцы непобедимого оружия — в частности пушка с туго забитым в нее снарядом, а также потускневшие портреты великих утопленников прошлого, включая Григория Распутина, Персидскую Княжну, Василия Чапаева, адмирала Колчака, прыгнувшей с обрыва Катерины, Тридцати Трех Богатырей др.
Течение Великой Реки приводят в движение потоки Последних Мыслей, брошенные русским народом в темную пучину своего самосознания. Мы становимся свидетелями страстного танца Последних Мыслей и слышим обрывки их песен: «С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира»… «У ней особенная стать — в Россию можно только верить, умом Россию не понять»… «Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное»… «Не народ, а скотина, хам, дикая орда душегубов и злодеев»…