Комментарий · Культура

Замри-умри-воскресни

Уже в кинотеатрах негромкое авторское кино талантливых режиссеров

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
Кадр из фильма «Молодость»
«Молодость»

Режиссер Дмитрий Давыдов

Премьера фильма одного из главных якутских киноавторов состоялась на ММКФ. «Молодость» («Эдэр Саас») — название одной из песен группы «Хардыы», пионеров якутского рока. В медитативной трагикомедии о жизни одной якутской деревни звучит 12 композиций, сколь неожиданно, столь же естественно вписывающихся в эту печальную и духоподъемную вечную историю о возвращении блудного сына.

Сорокалетний лузер, неприкаянный бездельник Вася (Альберт Алексеев) перебирается из некоего города в родную деревню. Поселяется в старом, брошенном родительском доме. Устраивается на работу в кочегарку. Пытается восстановить дружбу с бывшими одноклассниками. Но их жизнь давно переменилась: дети, работа. А беспечный ездок Вася остался прежним лоботрясом: водка с колой, сельская дискотека в снегах среди поживших людей, драка, «обезьянник». Что кинул он в краю родном? После двадцатилетней прорехи скитаний не склеится он с родным краем.

Ни друзьям бывшим не нужен, ни однокласснице, обзаведшейся семьей. У них дети, скот, хозяйство. Чужой этот диковатый балбес Вася среди своих, раздражает тем, что живет не по правилам, вносит в скучную, замороженную жизнь дисбаланс, сомнение. То фокусы дурацкие девчонкам покажет, то избитый на дискотеке пляшет, то с экс-товарищем напьется, то гоняется за мухой, вылетевшей из развалившегося холодильника, — единственной, кто обратил на него внимание.

Очень вредное и даже опасное такое его существование: из-за него серое, безрадостное, предсказуемое благополучие порой кажется бессмысленным. А бесперспективный Вася — нелепый, но живой. Может, поэтому и горит в какой-то момент синим пламенем Васин дом. Чужим здесь не место.

«Молодость» — неторопливая грустная дискотека в снегах, сочетание рока и прозы жизни, тихой трагедии и эксцентрики, абсурда. По телику показывают зомби-хоррор, а дурацкие парики в рекламе демонстрирует сам режиссер Дмитрий Давыдов.

Он снимает кино с космической скоростью. Только что на экранах прошел его социальный триллер «Нелегал» о поиске подростком родственной души в ледяном неприветливом мире, а на фестивале «Окно в Европу» состоялась премьера его «Песен лета», скоро выйдет фолк-хоррор «Граница». Бытовые детали и мистическая тайна, проза жизни и языческие сущности, абсурд и социальные проблемы, костер надежды на ветру отчаяния…

«Лили и море»

Режиссер Динара Друкарова. По мотивам одноименного романа Катрин Пулэн.

Она является в рыбачий поселок на Аляске неизвестно откуда. С небольшим рюкзаком — сама, как нитка, оторвавшаяся от прежней жизни. Оставив все позади, Лили сбегает на край света, чтобы воплотить в жизнь мечту — рыбачить в Северных морях. Ей все отказывают: ни опыта, ни документов. И только Йан, капитан траулера, позволяет этой своенравной молодой женщине присоединиться к команде рыболовов.

Рыбаки называют ее воробышком. Но за хрупкой внешностью — непокорность, несгибаемая воля, внутренняя сила, которая не может не вызвать сначала удивления (она вообще женщина?), а затем уважения патриархальных мужланов-моряков.

Это красивое кино о побеге из повседневности, о заблудшей душе, понимающей, что на суше ей места нет, о скиталице, ищущей счастья в гигантской морской стихии. О способности понять другого с его иными представлениями о свободе. О поисках индивидуальности и идентичности в мире, стирающем понятия «индивидуальность» и «идентичность».

«Лили и море» — маленькая европейская картина, пиршество визионерства: здесь серое с серебром, неуютное море, которое, как холодная мачеха, не спешит принять непокорную дочь. Здесь поэзия вольного пиратского ветра и бьющейся о борт волны — и жесткая проза: процесс ловли рыбы, которой тут же разрезают брюхо и швыряют в баки со льдом. Здесь капитану нельзя перечить — и надо сказать жесткое «нет».

Кино о поиске смысла жизни вне привычных формул — все из легких штрихов, интимных деталей, выразительных жестов, сплетающихся в состояние, в непредсказуемость жизненного потока.

Фильм снят при участии фонда «Кинопрайм». Это режиссерский дебют Динары Друкаровой, очень хорошей французской и российской актрисы, известной по кинолентам «Замри-умри-воскресни!», «Париж, я люблю тебя», «Генсбур. Любовь хулигана», «Про уродов и людей».

Она и сыграла в картине Лили. И судя по всему, эта работа и для нее больше чем кино. «Я в этом увидела метафору человека, который просто хочет все бросить и уехать на край света, — говорит режиссер, — чтобы, может быть, познать себя. Когда ты оказывается в море наедине со стихией, ты очень быстро понимаешь, из какого теста ты сделан, где твоя сила и где твоя слабость. Плюс ко всему мне было в этот момент жизненно важно это пережить как человеку, как женщине, как художнику, как актрисе».

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал про кино и не только, присоединяйтесь:

https://t.me/larisamalukova