— Если речь идет о президентских выборах в РФ и РК, то сравнивать их сложно, так как последние выборы в России были четыре года назад, можно сказать, совершенно в другой эпохе. В Казахстане следующая ситуация. Потенциальные кандидаты, состоявшие или состоящие в правящих элитах и в партии парламентского большинства, не готовы бросить вызов Токаеву. Они понимают, что если сделают это, то им придется пройти серьезное давление со всех сторон, что скорее всего закончится их поражением.
Относительно популярные оппозиционные кандидаты либо имеют судимость (Жакиянов, Джакишев), либо жили или живут за рубежом (Кажегельдин, Жакиянов), либо не владеют в достаточной мере государственным языком (Джакишев). Плюс барьер, требующий от кандидата пятилетнего стажа госслужбы, отсекает немалое число потенциальных кандидатов (эту норму необходимо менять). К тому же реальная оппозиция по целому ряду причин не может объединиться и выдвинуть единого кандидата, хотя ей вроде как никто и не мешает.
Уверен, что если бы кто-то из реально оппозиционных кандидатов соответствовал всем критериям и выдвинулся бы — против него могли бы развернуть настоящую политическую информационную войну, но уж точно не стали бы заводить уголовные дела и искать скелеты в шкафах и прочее грязное белье. Касательно того, как в такой ситуации поступают в нынешней РФ — вам лучше знать.
Есть ряд факторов, которые не зависят от отношений Токаева и Путина, и вообще отношений любых лидеров. Меняется демография, советских людей все меньше, доля молодых казахов растет. Среди них все больше владеющих казахским как основным или единственным языком. Другими словами, все меньше постсоветских сантиментов и чувства некой естественной общности с Россией. Казахстан в силу изменения языковой ситуации, проникновения интернета — все больше выскальзывает из российского информационного пространства, из-под его влияния. Этому способствуют в том числе недружественные высказывания российских политиков, ставящие под сомнение суверенитет и территориальную целостность Казахстана, после каждого из которых в Казахстане вспыхивают антироссийские настроения. Власть, даже нехотя, вынуждена дрейфовать вслед за электоратом.
Кроме того, нынешнее положение России диктует Казахстану необходимость принять комплекс мер по внешнеэкономической и внешнеполитической диверсификации. Астана занимается поиском альтернативных путей экспорта и импорта, инвестиций, политических союзов, способных гарантировать безопасность. Нужны сетевые структуры, которые стояли бы на страже неизменности границ. РФ много говорила о своем миролюбии, но мы видим, что происходит, и соответственно оцениваем риторику в адрес Казахстана.
Таким образом, да, температура отношений становится чуть менее идеальной. Но все же свыше 7 тысяч километров общей границы, взаимная логистическая заинтересованность — не дадут Казахстану и России поссориться. По крайней мере, Казахстан будет строить с Россией дружелюбные рациональные отношения. Скорее всего, не будет вступать в воспринимаемые Россией откровенно враждебными проекты и будет с пониманием относиться к российским интересам, которые сам оценивает как стратегические и не противоречащие интересам Казахстана.
Не думаю, что Казахстан после выборов рванет проводить тотальную демократизацию. Думаю, что процесс будет неспешным и последовательным (слово «неспешно» тут главнее). Важным является перестройка общественного сознания, отход от персоналистского в пользу институционального мышления. Чтобы в будущем общество — не только народ, но и системные политические силы и сама бюрократия — не позволили установиться новому персоналистскому режиму с сопутствующими ему непотизмом и семейным олигархатом. Казахстанской спецификой (в сравнении с Китаем) будет наличие альтернативных системных партий, публичный делиберативный* процесс, к которому прислушиваются, допустимость критики со стороны оппозиции.