Комментарий · Культура

«Гибнущая империя» и что дальше?

Лекции по истории, которые рекомендует Дмитрий Прокофьев

«Как быть историком гибнущей империи»

Сергей Иванов — замечательный российский историк, наверное, лучший (во всяком случае, единственный в своем роде) эксперт по истории Византии — империи, с которой часто любят сравнивать Российскую империю. В этой лекции Сергей Иванов на примере Византии рассказывает о том, каково быть ученым-историком в империи, идущей к своему краху, видеть неотвратимое и не иметь возможности ничего изменить — только рассказать, «в назидание потомкам».

Мозаика церкви Сан-Марко в Венеции. Фото: Википедия

«История цивилизации в сознании современников»

Мы просто живем и не думаем, что находимся в центре событий, изменяющих судьбы человечества. Понять, почему мы не замечаем великих перемен к добру (или к худу), может помочь лекция Наталии Ивановны Басовской (1941–2019) — выдающегося российского историка-медиевиста и блестящего мастера исторического рассказа.

Наталия Басовская. Фото: Википедия

«Родина или смерть: как народы выбирают свою судьбу?»

Есть ли у «народа» единая воля, которую можно заявить и реализовать? Кто имеет право принимать участие в спорах о судьбе территории или ее жителей? Как правильно решать такие споры?

Самоопределение народов — важный принцип международного права, который в последние годы дает много поводов для обсуждения. Разобраться в этом вопросе и сформировать свою точку зрения вам может помочь лекция профессора Дартмутского колледжа, политолога и специалиста по сецессиям Джейсона Соренса.

Внимание — лекция идет на английском языке с синхронным переводом.

Джейсон Соренс. Фото: скрин с YouTube

«Что же дальше?»

Почему в учебниках много пишут о реформах, а вот о контрреформах стараются молчать? Почему на смену сторонникам реформ приходят их противники? Какие стереотипные представления существуют о российских реформах и контрреформах?

Об этом рассказывает Александр Каменский — доктор исторических наук, руководитель школы исторических наук факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики, один из авторов «Большой российской энциклопедии».

Александр Каменский. Фото: perm.hse.ru

«Почему все попытки модернизации и либерализации провалились?» (на самом деле — еще нет)

К сожалению, история России дает много поводов для пессимизма, потому что те шансы, которые история, судьба дали нашей стране, использованы далеко не полностью. Но есть ли шанс для нас все-таки скорректировать ход истории? Об этом рассказывает Михаил Давыдов — доктор исторических наук, профессор школы исторических наук Высшей школы экономики.

Смотреть тут

Михаил Давыдов. Фото: Википедия

«Какое прошлое нужно будущему России»

История в России — больше, чем история. Образ и идея будущего страны строятся на усиленной эксплуатации ее великого прошлого. Но какому будущему нужно такое прошлое?

О выводах, к которым пришли авторы доклада Вольного исторического общества «Какое прошлое нужно будущему России», рассказывает кандидат философских наук, заместитель заведующего отделом аксиологии и философской антропологии Института философии РАН Александр Рубцов.

И более расширенная версия. 

Что станет результатом ревизии и санации отечественной истории ради ее включения в идеологическую повестку? К чему приведет новая сакрализация и мифологизация истории? Что думают наши современники о прошлом и как государство мешает им о нем думать?

Дискуссия посвящена обсуждению специального доклада Вольного исторического общества «Какое прошлое нужно будущему России».

Участники дискуссии:

  • Анатолий Голубовский — социолог, музейный эксперт, член совета Вольного исторического общества;
  • Василий Жарков — руководитель программ «Мировая политика» и «Международная политика» МВШСЭН («Шанинка»);
  • Александр Каменский — профессор НИУ ВШЭ, руководитель Школы исторических наук;
  • Леонид Кацва — преподаватель, историк, автор учебников по истории России;
  • Ольга Малинова — профессор НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник ИНИОН;
  • Андрей Медушевский — профессор НИУ ВШЭ, бывший главный редактор журнала «Российская история»;
  • Александр Рубцов — руководитель Центра анализа идеологических процессов Института философии РАН, член КГИ.

Модератор

Борис Грозовский — экономический обозреватель.

Александр Рубцов. Фото: iphras.ru

«Архитектура памяти: мемориал, музей, монумент»

Вадим Басс — историк архитектуры, доцент факультета истории искусств Европейского университета в Санкт‑Петербурге, кандидат искусствоведения. В своей лекции «Архитектура памяти: мемориал, музей, монумент» он рассказывает, как архитектура заставляет людей навсегда помнить о том, о чем людям, возможно, хотелось бы не вспоминать, и о том, как архитектура создает историю и помогает нам осмыслять прошлое. Прочитанная пять лет назад, эта лекция необычайно актуальна сегодня.

Также хотели бы рекомендовать вам исторический телеграм-канал https://t.me/rusecon Russian Economic History петербургского историка (и автора «Новой газеты») Евгения Белокурова, которого отличает исключительное внимание к достоверности фактов и объективность в выводах.

Вадим Басс. Фото: newsko.ru

Исторические мифы в русской исторической живописи

Кто и почему изображен на памятнике «Тысячелетие России»? Спасал ли Сусанин царя? Как выглядел Петр Первый на самом деле?

Массовые представления об исторических личностях и исторических периодах формируются под влиянием художественных произведений, а формирование наших визуальных представлений о прошлом целиком зависят от изобразительного текста (живописи, скульптуры, позже — от кино и видеоряда). Знаменитый историк Евгений Анисимов на примере широко известных произведений искусства пытается выявить механизмы формирования визуальных и сущностных массовых представлений об истории России.

Смотреть тут


Николай Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871. Фото: Википедия

«Победы и память о них»

Удивительная лекция Тамары Эйдельман* — о том, что такое «настоящая» память о победах и почему так сложно ее хранить.

Тамара Эйдельман. Фото: Википедия

«Я возненавижу любого, кто прочтет эту тетрадь»: почему люди ведут дневники, а исследователи их изучают»

Традиция ведения дневника укрепилась в России в первой половине XIX века, и довольно быстро фиксировать события своей жизни стали не только образованные дворяне (с которых все и началось), писатели или ученые, но и школьники, солдаты и даже полуграмотные крестьяне.

Для чего люди обращаются к ведению дневника, как они пробуют говорить себе правду и почему врут, что может рассказать дневник историку, лингвисту или следователю, объясняет историк Михаил Мельниченко, директор Центра изучения эго-документов «Прожито» при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Михаил Мельниченко. Фото: philologist.livejournal.com

* Внесена в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента