Комментарий · Культура

Ностальгия по кино

В Москве — первый фестиваль авторских фильмов «КАРО.Арт», с 11 по 16 октября в киноцентре «Октябрь». Что смотреть: 7 премьер

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
Кадр из фильма «История гражданской войны»

В основе концепции три направления: премьерные картины, ретроспективы классики и сеансы экспериментального кино «вне рамок», включающие междисциплинарные работы, на стыке театра, перформанса и видеоарта. Есть из чего выбрать.


12 октября

«Корсаж» 

Вики Крипс («Призрачная нить») получила за роль приз в Каннах. О том, как мучительно неприятно стареть. Фантазийное костюмное био об императрице Елизавете Баварской, прозванной Сиси. Это сегодня 40 лет — молодость, а в былые времена…

13 октября

«Эмили»

Режиссерский дебют Фрэнсис О’Коннор. О непростой и недоговечной судьбе писательницы Эмилии Бронте. Напряженная и чувственная лавстори из XIX века. В главной роли франко-британская актриса с экзотическим именем Эмма Маргарет Мари Тахар-Маки («Половое воспитание»). После премьеры критики писали об ослепительной работе актрисы. Фильм — участник фестиваля в Торонто.

Кадр из фильма «Эмили»

13 октября

«Трэп»

Короткометражный фильм Анастасии Вебер про экстремальные чувства молодых, для которых жизнь оказалась клеткой без выхода. «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале.

Кадр из фильма «Трэп»

️14 октября

«На тебе сошелся клином белый свет»

Сказка Игоря Поплаухина о жизни и смерти Янки Дягилевой. Или, точнее, о последнем дне перед смертью. Сновидческий трип с пунктирным нарративом по самому краю, по-над пропастью.

Кадр из фильма «На тебе сошелся клином белый свет»

14 октября

«Сыновья Рамзеса»

Французская трагикомедия о мошеннике, который притворяется медиумом, но однажды его настигают призраки собственного детства. Режиссер Клеман Кожитор. Фильм был показан на Неделе критики в Каннах.

Кадр из фильма «Сыновья Рамзеса»

15 октября

«Маленький Николя»

Чудесный анимационный фильм о том, как легендарный французский сорванец, нарисованный мальчик Николя, встречается со своими авторами. Победитель международного фестиваля мультфильмов в Анси, участник Каннской программы.

15 октября

«Ностальгия»

Марио Мартоне о возвращении в родной город Неаполь. 40 лет герой жил в Египте. Каким окажется город его юности? В кого превратились его друзья? Кем стал он сам на чужбине? Фильм — участник основного конкурса Каннского фестиваля.

Кадр из фильма «Ностальгия»

16 октября

«Тори и Локита» 

Режжисеры братья Дарденны. Чтобы получить ВНЖ в Бельгии, двум африканским детям нужно доказать, что они брат с сестрой. Пример того, как совсем за небольшие деньги можно снять сердечное, трогательное кино. Фильм — призер Каннского фестиваля.

Кадр из фильма «Тори и Локита»

А откроет фестиваль чудом обнаруженный восстановленный документальный фильм Дзиги Вертова «История гражданской войны», который отмечает 100-летие с момента создания.

Пионер документального кино фиксировал на пленку события и ключевых участников Гражданской войны в России в 1918–1922 годах. Фильм показали на третьем конгрессе Коммунистического интернационала, после чего лента бесследно исчезла. Восстановил фильм киновед, историк кино Николай Изволов.

Кадр из фильма «История гражданской войны»

Война врасплох

Там много актуального: взрывы мостов, железнодорожных путей, складов с оружием, пожары, вражеские партизаны, подрывающие силы неокрепшей советской власти, разгром «чехословаков», торжественные погребения. Внутренние враги — агенты мирового капитала. Подавление Кронштадтского бунта. Троцкий, требующий ответить на белый террор — красным. Героические командиры: комбриг Чапаев, Ворошилов, Буденный, тов. Казаданов, Киров на революционном совете. Это гигантская панорама войны, ее беды и будней, запечатленная разными операторами. Вертов был в центре событий, руководил съемками. Некоторые сцены ощутимо затянуты, но Николай Изволов не решился перемонтировать картину. Это взгляд очевидцев и современников на историю, разворачивающуюся перед объективом — «Гражданская война врасплох». Время. События. Люди.

А в некоторых сценах можно увидеть тень оператора, который крутит, крутит ручку съемочного аппарата. «Это была последняя, наверное, картина, — рассказывает Изволов. — Последняя ступенька к вертовским «киноправдам», прославившим его имя. Это были экспериментальные выпуски киножурналов, которые выходили начиная с 1922 года. И фильм стал экспериментальным полигоном, который позволил приблизиться к этим будущим киноправдам».

Итак, фильм, которому сто лет, выйдет, наконец, на экраны после фестиваля

Просмотры будут сопровождать дискуссии с приглашенными экспертами.