Комментарий · Культура

Чулпан

В ней «пять пудов любви». С днем рождения!

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
Фото: URA.RU / TASS

У гигантской аудитории отношение к ней — страстное. Другую бы и не заметили.

Ее хейтят, ею восхищаются, о ней спорят.

С Чулпан работали и работают лучшие режиссеры театра и кино — аскетичные традиционалисты и отчаянные экспериментаторы Волчек и Серебренников, Трушкин и Абдрашитов, Прошкин-старший и Герман-младший, Остермайер и Херманис. Она может отказаться от Офелии у именитого Петера Штайна ради беременной таджички Мамлакат в «Лунном папе» молодого кинорежиссера Бахтиера Худойназарова, где будет безмятежно летать на диване над разноцветным морем.

Она выбирает роли в спорных проектах, на которых интересно, на которых растет. А если ей интересно — словно заболевает ролью, фильмом, себя не щадит. Не может думать о другом. 

Помню, как мы до утра проговорили в «Красной стреле», возвращаясь с похорон Алексея Юрьевича Германа, о Маяковском. Тогда они с Сашей Штейном работали над фильмом «ВМаяковский». Как жаль, что тот разговор я не записала.

Не всегда даже ее узнаешь, как в фильме Алексея Германа «Под электрическими облаками», где она сыграла трудного подростка. Она умеет невообразимо меняться и оставаться собой: рядом с царственной Клеопатрой — смесь лабрадора и дворняжки из спектакля «Сильвия»; чеховские сестры Ирина и Маша, Катерина Островского и шокирующая «Голая пионерка» Маша Мухина — святая блудница; мечтательная ремарковская Патриция Хольман и картавый мальчик Андрия из «Мамапапасынсобака», лопоухий, в бейсболке задом наперед — клоу­нада, рвущая сердце.

Она не просто талантлива, это умный, человечный талант. 

Чулпан Хаматова во время съемок фильма «Зулейха открывает глаза». Фото: Егор Алеев / ТАСС

Мы встречались не только на интервью, благотворительных вечерах, где она добывала деньги для фонда «Подари жизнь», на днях рождениях «Новой газеты», но и в коридорах суда во время «Театрального процесса». А когда я попросила ее вручить приз на анимационной премии «Икар», она пришла, признавалась мультипликаторам в любви и предложила им свой голос для будущих фильмов.

В ней «пять пудов любви». Не сосчитать, скольким детям она спасла жизнь, облегчила страдания.

И она вовсе не железная. Эти волны ненависти принимает с болью, хотя сама себе объясняет: «Милосердие, отзывчивость, сочувствие необходимы не только тем, кто сейчас болеет, страдает. Это необходимо нам. Чтобы остаться живыми».

Чулпан Хаматова в роли Лизы Глинки во время съемок фильма «Доктор Лиза». Фото: Киностудия КИТ/ТАСС

Она так много сделала для нас, для наших детей, которым «дарила жизнь» или хотя бы пыталась.

Порой кажется, что некто невидимый изобретательно режиссирует ее судьбу, предлагая внезапные повороты, и тогда Хаматова храбро трясет головой: «Не уверена… но попробую».

Когда-то болезнь родственника привела ее к врачам — результатом завязавшихся отношений стал концерт в «Современнике», собравший средства на лечение детей, больных лейкемией… 

Так постепенно завертелся снежный «благотворящий» ком, из которого вырос фантастический медицинский центр на Ленинском проспекте. «Дело не в дороге, которую мы выбираем, — говорил О.Генри. — То, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу».

Ей и сегодня очень непросто, хотя дети пошли в школу, а она начала работать в труппе латышского театра. Учит язык. И пытается найти силы жить дальше.

Очень скучаю. С днем рождения, Чулпан.