Комментарий · Культура

Древнейшая песнь человечества и божественный голос Вселенной

Новые альбомы начала осени

Алексей Душутин, «Новая газета»
Промо-фото к альбому Heilung — Drif
  • Heilung
  • Porcupine Tree
  • Jrpjej
  • Lisa Gerrard & Marcello De Francisci
  • Regina Spektor
  • Zola Jesus
Heilung

Drif / 2022

Зима близко, и я начинаю подборку с песен северных язычников. Достоверно неизвестно, как они звучали, можно только предполагать и пытаться реконструировать, чем успешно и занимается датско-германский коллектив Heilung. Однажды в обществе реконструкторов истории викингов встретились Юул, вокалистка Мария Франц и художник-татуировщик Кай Уве Фауст. Недолго думая, они создали Heilung, чтобы «усилить угасающие древние вибрации», случилось это в 2014 году. «Помните, все мы братья. Все люди, звери, деревья, камни и ветер, мы все произошли от одного великого существа, которое всегда было здесь, до того, как появились люди и дали ему имя, до того, как проросло первое семя» — так предваряют выход своего четвертого альбома любители древних традиций. Heilung.

На Drif музыканты расширяют географию музыкального материала за пределы скандинавской и германской культур. На нем есть серенада Tenet, в которой звучат вековые народные мелодии, вдохновленные древним римским палиндромом SATOR, найденным при раскопках в Западной Европе, а также Сирии и Египте, и вдохновившим Кристофера Нолана на фильм «Довод». Urbani — песня, которую пели солдаты римской армии, а Buslas Bann — исландское проклятие XIII века. Nikkal — переосмысление Hymn to Nikkal, древнейшей музыкальной «партитуры», обнаруженной при археологических раскопках царского дворца в Угарите. Глиняные таблички с записями датируются приблизительно 1400–1200 годами до н.э. Heilung создали Nikkal, отталкиваясь от академической статьи 1984 года «Хурритская музыкальная партитура из Угарита: открытие месопотамской музыки» Марселя Дюшен-Гиймена, пионера теории древней музыки. Мурашки по коже от того, что перед нами реинкарнация одной из дошедших до наших дней древнейших песен человечества.

  • Слушать на Bandcamp
  • Слушать на Spotify
  • Стиль: нордический фолк
  • Обратить внимание на:
    Asja
    Anoana
    Buslas Bann
Porcupine Tree

Closure/Continuation / 2022

Основной проект Стива Уилсона не радовал своих поклонников уже 13 лет. Кажется, что альбом The Incident 2009 года вышел целую вечность назад. Стив занимался сольным творчеством, выпуская крепкие работы, а Porcupine Tree пессимисты записали в невозвращенцев. И вот в конце мая новый сингл Herd Culling, а уже 24 июня и новый альбом. Судя по предрелизной фотографии, в записи альбома не участвовал бас-гитарист Колин Эдвин и теперь PC — это трио: Стивен Уилсон, Ричард Барбиери и Гэвин Харрисон. Стивен Уилсон объяснил, что значительная часть материала для нового альбома была собрана из наработок, которые были у группы почти сразу после выхода предыдущего диска в 2009-м. На протяжении более 10 лет музыканты то забывали об этом материале, то снова возвращались к нему. Такое отношение к процессу, конечно, навевает мысли о том, что группа исписалась либо пытается держать высокую планку. Надеемся на второе. Музыка Porcupine Tree пропитана влиянием таких гигантов прог-рока и психоделии, как Pink Floyd и King Crimson. Closure/Continuation сочетает в себе как классическое звучание группы (которое в свое время стало эталонным для целого поколения прогрессивных групп), так и космические пассажи, придающие пластинке апокалиптическую атмосферу.

Попробую познакомить вас с творчеством этого коллектива заходом в старую гавань — с ностальгического хита Lazarus из альбома Deadwing 2005 года.

Продолжим погружение в музыку Стивена Уилсона. Пробирающая до мурашек история любви бумажных персонажей: Steven Wilson — Drive Home

  • Слушать на Spotify
  • Стиль: progressive rock
  • Обратить внимание на:
    — Dignity
    — Chimera's Wreck
  • Если у вас появился интерес к творчеству скромного британца в очках, то самое время поставить на play новое высказывание музыканта:
Jrpjej

After The War Comes Funeral: Circassian Songs of Resistance and Sorrow 1763–1864 / 2022

Принятие чужой культуры — особое чувство или даже способность, которой не хватает современному обществу. Попытаемся дистанцироваться от понятной европейской музыки и стать на шаг ближе к народу с нелегкой судьбой — черкесам (адыгам). «Джэрпэджэж» — не самое легкопроизносимое название для неговорящих по-черкесски. Слышали о городе Нальчике? Вот, они оттуда. Проект родился из группы с не менее впечатляющим названием «Хьэгъэудж гуп». В 2018-м в группе накопились творческие разногласия. Часть коллектива решила экспериментировать с электроникой и сэмплами. Другая часть, оставшаяся верной традициям черкесской народной музыки, образовала Jrpjej. Они называют свою музыку посттрадиционной, чтобы отделиться от глобального жанра world-music. Кроме аутентичных инструментов вроде шичепшины и апапшины музыканты также используют и европейские: мандолину, альт-скрипку и гитару. Группа выпускается на небольшом независимом лейбле Ored Recordings. «Песни на этом альбоме — военные баллады и плачи тех, кто боролся за свою независимость. <…> Черкесы как народ, пострадавший от империализма, должны понять, что колониальная оптика и репрессивные методы недопустимы в отношении любых других народов — малых или больших. У каждой группы или сообщества есть право определять свое будущее» — так сам лейбл охарактеризовал релиз на своей странице в Telegram. Напомню, 21 мая 1864 года (по старому календарю) завершилась Кавказская война. Российская империя провела молебен и отпраздновала победу. Для черкесов эта война закончилась трагедией: потеря независимости, уничтожение значительной части населения, выселение в Османскую империю, Сирию и другие страны.

Для начала предлагаю ознакомиться с видео, а потом перейти и к самому релизу. «Шэхэх» — обрядовая мелодия для извлечения пули. Во время врачевального ритуала «Чапш» черкесы пели ее для того, чтобы заглушить стоны раненого воина — публичное проявление слабости в традиции не приветствовалось. «Шэхэх» не имеет начала и конца. Ее исполнение близко к состоянию транса. 

  • Слушать на «Яндекс.Музыке»
  • Стиль: посттрадиционный фолк
  • Обратить внимание на:
    — «Трамэ и къуэ Къэрэбэтыр и уэрэд»
    — «Шэхэх»


Lisa Gerrard & Marcello De Francisci

Exaudia / 2022

Прекрасная половина австралийского дуэта Dead Can Dance, обладательница вокала с диапазоном в четыре октавы, кинокомпозитор (работа с музыкой более чем в 30 кинокартинах) — все это часть достижений Лизы Джеррард. Ее голос — будто с вами разговаривает сама Вселенная. «Я пою на языке Сердца. Кажется, я начала петь на нем, когда мне было лет 12. Я верила, что говорю с Богом, когда пела на этом языке», — вспоминает Джеррард.

С ней мечтают работать многие музыканты и режиссеры. Некоторым повезло, и они удостоились этой чести. Кроме своего постоянного партнера по DCD Брендана Перри (к слову, пару раз они прекращали деятельность группы, но снова возвращались) Лиза работала с Хансом Циммером, Эннио Морриконе, Клаусом Шульце. С композитором Марчелло де Франциски певица познакомилась, когда сочиняла музыку для фильма «Короли».

Exaudia уже вторая по счету пластинка вместе с Марчелло. В этот раз их совместная работа была посвящена трагическому изгнанию в XV веке сефардов из Испании. Альбом сочетает в себе почти осязаемые текстуры де Франциски с неземным вокалом Джеррард. «Эта работа — во многом история, изображающая тоску на расстоянии между двумя людьми, это приглашение к исцелению и послание надежды», — говорит де Франциски. От себя добавлю — полюбив голос Lisa Gerrard & Marcello De Francisci однажды, вы навсегда останетесь ее преданным поклонником. Таковы чары.

  • Слушать на Music.Apple
  • Стиль: этериал с восточными нотками
  • Обратить внимание на:
    — Exaudia
    — Stories of Love
    — Triumph & Misfortunes
Regina Spektor

Home, Before And After / 2022

Регина Спектор — американская певица родом из Москвы, выпустила свою восьмую пластинку, первую за шесть последних лет. Альбом спродюсировал музыкант и обладатель премии «Грэмми» Джон Конглтон. Песни Регины всегда просты и искренни. В них нет двойного дна, все на поверхности и светится. «В океане есть гора, на горе той лес, а в лесу есть сад, в том саду — цветок, а в цветке — нектар, в нектаре том — ответ»:

Если кроме любви к хорошей музыке вы еще и изучаете английский язык, то этот альбом будет двойным подарком для вас. На ряд песен с пластинки есть искусно сделанные видео с текстами. Посмотрите — это очень тонко и изящно. Regina Spektor — Loveology [Official Lyric Video] Если в солнечный день вы решите провести некоторое время в тени раскидистого дерева со своим скетчбуком, то этот альбом в наушниках будет отличным дополнением. 

  • Слушать на Spotify
  • Стиль: indie с воздушным piano
  • Обратить внимание на:
    — Up the mountain
    — Coin
    — Loveology
Zola Jesus

ARKHON / 2022

Американка c русскими корнями Ника Роза Данилова, певица, автор песен и продюсер, с 2009 года выпускает музыку под псевдонимом Zola Jesus. С начала творческого пути артистка дистанцировалась от своих современников, вдохновляясь андеграундными иконами, среди которых Throbbing Gristle, Swans и Diamanda Galas. Начинала будущая звезда в своей домашней студии, состоящей из синтезатора, драммашины и подручных приспособлений. Ника Роза Данилова родилась 11 апреля 1989 года в Финиксе, штат Аризона, росла в Меррилле, Висконсин. В подростковом возрасте Данилова начала свои эксперименты, взяв псевдоним от имен Иисуса Христа и писателя Эмиля Золя; она говорит, что этим сознательно хотела оттолкнуть сверстников. Вдохновляясь Иэном Кёртисом, Диамандой Галас, Лидией Ланч, Throbbing Gristle и Swans (при этом не забывая о поп-музыке и классике).

В какой-то момент Zola Jesus оказалась в творческом тупике. «Доходило до того, что я даже не могла слушать музыку. Все звучало одинаково», — говорит она. Вскоре после того, как она начала писать песни, которые войдут в альбом, когда разочарование от невозможности творить стало невыносимым, она решилась обратиться за помощью. Так появился продюсер Рэндалл Данн, известный по работе с Sunn O))). Также музыкант начала сотрудничать с барабанщиком и перкуссионистом Мэттом Чемберленом, чьи сложные партии помогли структурировать звучание пластинки. Так Zola Jesus вышла за рамки сольного проекта. «Я почувствовала, что наконец-то смогла услышать свою музыку в более широком контексте, чем то, что я могла бы сделать сама», — говорит Данилова.

Перед нами Архон, управляющий целым спектром эмоций от песен, весомых в своей простоте, таких как Desire (элегическая фортепианная композиция о конце отношений), до сложноструктурных пульсирующих песен, таких как Sewn (запутанная и блестящая электроакустическая композиция, написанная в полном сотрудничестве с Даном и Чемберленом). Где-то между ними Dead & Gone, аранжированная струнными гастролирующей подруги Даниловой альтистки Луизы Вудворд; ее композиции помогают пробиться росткам оптимизма, которые расцветают посреди поля печали. Благодаря этим приемам Arkhon раскрывает себя как альбом, сила которого проистекает из самозабвения, позволяющего сознанию раствориться в гуще ритма. 

  • Слушать на Spotify
  • Стиль: печальный нуар-поп
  • Обратить внимание на:
    — Lost
    — Sewn
    — Dead & Gone