- Heilung
- Porcupine Tree
- Jrpjej
- Lisa Gerrard & Marcello De Francisci
- Regina Spektor
- Zola Jesus
Зима близко, и я начинаю подборку с песен северных язычников. Достоверно неизвестно, как они звучали, можно только предполагать и пытаться реконструировать, чем успешно и занимается датско-германский коллектив Heilung. Однажды в обществе реконструкторов истории викингов встретились Юул, вокалистка Мария Франц и художник-татуировщик Кай Уве Фауст. Недолго думая, они создали Heilung, чтобы «усилить угасающие древние вибрации», случилось это в 2014 году. «Помните, все мы братья. Все люди, звери, деревья, камни и ветер, мы все произошли от одного великого существа, которое всегда было здесь, до того, как появились люди и дали ему имя, до того, как проросло первое семя» — так предваряют выход своего четвертого альбома любители древних традиций. Heilung.
На Drif музыканты расширяют географию музыкального материала за пределы скандинавской и германской культур. На нем есть серенада Tenet, в которой звучат вековые народные мелодии, вдохновленные древним римским палиндромом SATOR, найденным при раскопках в Западной Европе, а также Сирии и Египте, и вдохновившим Кристофера Нолана на фильм «Довод». Urbani — песня, которую пели солдаты римской армии, а Buslas Bann — исландское проклятие XIII века. Nikkal — переосмысление Hymn to Nikkal, древнейшей музыкальной «партитуры», обнаруженной при археологических раскопках царского дворца в Угарите. Глиняные таблички с записями датируются приблизительно 1400–1200 годами до н.э. Heilung создали Nikkal, отталкиваясь от академической статьи 1984 года «Хурритская музыкальная партитура из Угарита: открытие месопотамской музыки» Марселя Дюшен-Гиймена, пионера теории древней музыки. Мурашки по коже от того, что перед нами реинкарнация одной из дошедших до наших дней древнейших песен человечества.
Основной проект Стива Уилсона не радовал своих поклонников уже 13 лет. Кажется, что альбом The Incident 2009 года вышел целую вечность назад. Стив занимался сольным творчеством, выпуская крепкие работы, а Porcupine Tree пессимисты записали в невозвращенцев. И вот в конце мая новый сингл Herd Culling, а уже 24 июня и новый альбом. Судя по предрелизной фотографии, в записи альбома не участвовал бас-гитарист Колин Эдвин и теперь PC — это трио: Стивен Уилсон, Ричард Барбиери и Гэвин Харрисон. Стивен Уилсон объяснил, что значительная часть материала для нового альбома была собрана из наработок, которые были у группы почти сразу после выхода предыдущего диска в 2009-м. На протяжении более 10 лет музыканты то забывали об этом материале, то снова возвращались к нему. Такое отношение к процессу, конечно, навевает мысли о том, что группа исписалась либо пытается держать высокую планку. Надеемся на второе. Музыка Porcupine Tree пропитана влиянием таких гигантов прог-рока и психоделии, как Pink Floyd и King Crimson. Closure/Continuation сочетает в себе как классическое звучание группы (которое в свое время стало эталонным для целого поколения прогрессивных групп), так и космические пассажи, придающие пластинке апокалиптическую атмосферу.
Попробую познакомить вас с творчеством этого коллектива заходом в старую гавань — с ностальгического хита Lazarus из альбома Deadwing 2005 года.
Продолжим погружение в музыку Стивена Уилсона. Пробирающая до мурашек история любви бумажных персонажей: Steven Wilson — Drive Home
Принятие чужой культуры — особое чувство или даже способность, которой не хватает современному обществу. Попытаемся дистанцироваться от понятной европейской музыки и стать на шаг ближе к народу с нелегкой судьбой — черкесам (адыгам). «Джэрпэджэж» — не самое легкопроизносимое название для неговорящих по-черкесски. Слышали о городе Нальчике? Вот, они оттуда. Проект родился из группы с не менее впечатляющим названием «Хьэгъэудж гуп». В 2018-м в группе накопились творческие разногласия. Часть коллектива решила экспериментировать с электроникой и сэмплами. Другая часть, оставшаяся верной традициям черкесской народной музыки, образовала Jrpjej. Они называют свою музыку посттрадиционной, чтобы отделиться от глобального жанра world-music. Кроме аутентичных инструментов вроде шичепшины и апапшины музыканты также используют и европейские: мандолину, альт-скрипку и гитару. Группа выпускается на небольшом независимом лейбле Ored Recordings. «Песни на этом альбоме — военные баллады и плачи тех, кто боролся за свою независимость. <…> Черкесы как народ, пострадавший от империализма, должны понять, что колониальная оптика и репрессивные методы недопустимы в отношении любых других народов — малых или больших. У каждой группы или сообщества есть право определять свое будущее» — так сам лейбл охарактеризовал релиз на своей странице в Telegram. Напомню, 21 мая 1864 года (по старому календарю) завершилась Кавказская война. Российская империя провела молебен и отпраздновала победу. Для черкесов эта война закончилась трагедией: потеря независимости, уничтожение значительной части населения, выселение в Османскую империю, Сирию и другие страны.
Для начала предлагаю ознакомиться с видео, а потом перейти и к самому релизу. «Шэхэх» — обрядовая мелодия для извлечения пули. Во время врачевального ритуала «Чапш» черкесы пели ее для того, чтобы заглушить стоны раненого воина — публичное проявление слабости в традиции не приветствовалось. «Шэхэх» не имеет начала и конца. Ее исполнение близко к состоянию транса.
Прекрасная половина австралийского дуэта Dead Can Dance, обладательница вокала с диапазоном в четыре октавы, кинокомпозитор (работа с музыкой более чем в 30 кинокартинах) — все это часть достижений Лизы Джеррард. Ее голос — будто с вами разговаривает сама Вселенная. «Я пою на языке Сердца. Кажется, я начала петь на нем, когда мне было лет 12. Я верила, что говорю с Богом, когда пела на этом языке», — вспоминает Джеррард.
С ней мечтают работать многие музыканты и режиссеры. Некоторым повезло, и они удостоились этой чести. Кроме своего постоянного партнера по DCD Брендана Перри (к слову, пару раз они прекращали деятельность группы, но снова возвращались) Лиза работала с Хансом Циммером, Эннио Морриконе, Клаусом Шульце. С композитором Марчелло де Франциски певица познакомилась, когда сочиняла музыку для фильма «Короли».
Exaudia уже вторая по счету пластинка вместе с Марчелло. В этот раз их совместная работа была посвящена трагическому изгнанию в XV веке сефардов из Испании. Альбом сочетает в себе почти осязаемые текстуры де Франциски с неземным вокалом Джеррард. «Эта работа — во многом история, изображающая тоску на расстоянии между двумя людьми, это приглашение к исцелению и послание надежды», — говорит де Франциски. От себя добавлю — полюбив голос Lisa Gerrard & Marcello De Francisci однажды, вы навсегда останетесь ее преданным поклонником. Таковы чары.
Регина Спектор — американская певица родом из Москвы, выпустила свою восьмую пластинку, первую за шесть последних лет. Альбом спродюсировал музыкант и обладатель премии «Грэмми» Джон Конглтон. Песни Регины всегда просты и искренни. В них нет двойного дна, все на поверхности и светится. «В океане есть гора, на горе той лес, а в лесу есть сад, в том саду — цветок, а в цветке — нектар, в нектаре том — ответ»:
Если кроме любви к хорошей музыке вы еще и изучаете английский язык, то этот альбом будет двойным подарком для вас. На ряд песен с пластинки есть искусно сделанные видео с текстами. Посмотрите — это очень тонко и изящно. Regina Spektor — Loveology [Official Lyric Video] Если в солнечный день вы решите провести некоторое время в тени раскидистого дерева со своим скетчбуком, то этот альбом в наушниках будет отличным дополнением.
Американка c русскими корнями Ника Роза Данилова, певица, автор песен и продюсер, с 2009 года выпускает музыку под псевдонимом Zola Jesus. С начала творческого пути артистка дистанцировалась от своих современников, вдохновляясь андеграундными иконами, среди которых Throbbing Gristle, Swans и Diamanda Galas. Начинала будущая звезда в своей домашней студии, состоящей из синтезатора, драммашины и подручных приспособлений. Ника Роза Данилова родилась 11 апреля 1989 года в Финиксе, штат Аризона, росла в Меррилле, Висконсин. В подростковом возрасте Данилова начала свои эксперименты, взяв псевдоним от имен Иисуса Христа и писателя Эмиля Золя; она говорит, что этим сознательно хотела оттолкнуть сверстников. Вдохновляясь Иэном Кёртисом, Диамандой Галас, Лидией Ланч, Throbbing Gristle и Swans (при этом не забывая о поп-музыке и классике).
В какой-то момент Zola Jesus оказалась в творческом тупике. «Доходило до того, что я даже не могла слушать музыку. Все звучало одинаково», — говорит она. Вскоре после того, как она начала писать песни, которые войдут в альбом, когда разочарование от невозможности творить стало невыносимым, она решилась обратиться за помощью. Так появился продюсер Рэндалл Данн, известный по работе с Sunn O))). Также музыкант начала сотрудничать с барабанщиком и перкуссионистом Мэттом Чемберленом, чьи сложные партии помогли структурировать звучание пластинки. Так Zola Jesus вышла за рамки сольного проекта. «Я почувствовала, что наконец-то смогла услышать свою музыку в более широком контексте, чем то, что я могла бы сделать сама», — говорит Данилова.
Перед нами Архон, управляющий целым спектром эмоций от песен, весомых в своей простоте, таких как Desire (элегическая фортепианная композиция о конце отношений), до сложноструктурных пульсирующих песен, таких как Sewn (запутанная и блестящая электроакустическая композиция, написанная в полном сотрудничестве с Даном и Чемберленом). Где-то между ними Dead & Gone, аранжированная струнными гастролирующей подруги Даниловой альтистки Луизы Вудворд; ее композиции помогают пробиться росткам оптимизма, которые расцветают посреди поля печали. Благодаря этим приемам Arkhon раскрывает себя как альбом, сила которого проистекает из самозабвения, позволяющего сознанию раствориться в гуще ритма.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}