Комментарий · Общество

«Соболезнования всем, кто извлек пользу из его веры в лучший мир»

Реакция планеты на смерть Михаила Горбачева

Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев и Генеральный секретарь Центрального комитета СЕПГ Э. Хонеккер во время встречи в аэропорту. Берлин, 6 октября 1989 г. Фото: Юрий Лизунов, Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС

Джо Байден,

президент США:


«Он проложил путь вперед для народов Советского Союза после стольких лет изоляции и лишений»

— Михаил Горбачев был удивительно дальновидным человеком.

Когда он пришел к власти, холодная война продолжалась уже около 40 лет, а коммунизм — еще дольше, что привело к разрушительным последствиям. (…)

Как руководитель СССР он работал с президентом Рейганом над сокращением ядерных арсеналов наших двух стран, к облегчению людей во всем мире, молившихся о прекращении гонки ядерных вооружений.

После десятилетий жестоких политических репрессий он провел демократические реформы.

Он верил в гласность и перестройку, открытость и структурные преобразования не просто как в лозунги, а как в путь вперед для народов Советского Союза после стольких лет изоляции и лишений.

Это были действия редкого лидера — обладавшего воображением, чтобы увидеть возможность иного будущего, и мужеством, чтобы рискнуть всей своей карьерой ради его достижения.

Результатом стал более безопасный мир и бо́льшая свобода для миллионов людей.

Даже спустя годы после ухода с поста он все еще был глубоко вовлечен (в происходящее). Когда г-н Горбачев посетил Белый дом в 2009 году, мы с ним долго говорили о текущей работе наших стран по сокращению ядерных арсеналов США и России. Было легко разглядеть, почему столь много людей во всем мире так высоко его ценят.

Мы выражаем наши глубочайшие соболезнования его семье и друзьям, а также людям повсюду, которые извлекли пользу из его веры в лучший мир.

(Оригинал)

Эмманюэль Макрон,

президент Франции:


«Горбачев открыл россиянам путь к свободе»

— Мои соболезнования в связи со смертью Михаила Горбачева, человека мира, чей выбор открыл россиянам путь к свободе. Его приверженность делу мира в Европе изменила нашу общую историю.

(Оригинал: Twitter*)

Борис Джонсон

премьер-министр Великобритании:


«Я всегда восхищался его мужеством и честностью»

— Я опечален, услышав весть о смерти Горбачева. Я всегда восхищался его мужеством и честностью, которые он проявил, доведя холодную войну до мирного разрешения (…)

(Оригинал: Twitter*)

Олаф Шольц,

канцлер Германии:


«Он умер в то время, когда демократия потерпела крах в России…»

— Не стало Михаила Сергеевича Горбачева. Он был смелым реформатором и государственным деятелем, который решился на многое. Мы никогда не забудем, что перестройка сделала возможной попытку установления в России демократии, что благодаря ей стали возможны демократия и свобода в Европе, смогла воссоединиться Германия, исчез «железный занавес». То, что тогда в России ответственностью был облечен именно он, стало благом и для демократических движений Центральной и Восточной Европы.

Мы знаем, что он умер в такое время, когда в России не только потерпела крах демократия — по-иному нельзя описать обстановку в этой стране, — но и когда Россией и президентом России Путиным создаются новые рвы в Европе (…) — Украины. Именно поэтому мы думаем о Михаиле Горбачеве, осознавая, какое значение он имел для развития Европы, а также нашей страны в прошедшие годы.

Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев во время встречи с жителями Рима. 29 ноября 1989 г. Фото: Валентин Кузьмин, Юрий Лизунов / Фотохроника ТАСС

Жозеп Боррель,

верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности:


«Он принес ветер свободы в советский блок»

— Михаил Горбачев принес с гласностью и перестройкой ветер свободы в советский блок.

Он помог положить конец холодной войне и коренным образом изменить глобальную безопасность, открыв эру взаимовыгодного сотрудничества.

Эпоха, которая исчезла и срочно необходима снова.

(Оригинал: Twitter*)

Урсула фон дер Ляйен,

председатель Еврокомиссии:


«Он был надежным и уважаемым лидером»

— Михаил Горбачев был надежным и уважаемым лидером. Он сыграл решающую роль в прекращении холодной войны и разрушении «железного занавеса». Это открыло путь к свободной Европе. Это наследие — одно из тех, что мы не забудем.

R.I.P. (Requiescat in pace — «покойся с миром» (лат.)., Михаил Горбачев.

(Оригинал: Twitter*)

Антонио Гутерриш,

генеральный секретарь ООН:


«Планета потеряла неутомимого борца за мир»

— Михаил Горбачев был единственным в своем роде государственным деятелем, изменившим ход истории. Мир потерял выдающегося глобального лидера, убежденного сторонника многополярности и неутомимого борца за мир. Я глубоко опечален его кончиной.

(Оригинал: Twitter*)

Джастин Трюдо,

премьер-министр Канады:


«Горбачев снизил ядерную напряженность»

— Михаил Горбачев оказал значительное влияние на мир. Он помог положить конец холодной войне, провести реформы в Советском Союзе и снизить ядерную напряженность. Он оставил после себя важное наследие.

(Оригинал: Twitter*)

Марио Драги,

премьер-министр Италии:


«Его послания как никогда актуальны перед лицом трагедии»

— Михаил Горбачев ознаменовал собой новейшую историю России, Европы, мира. Прожив жизнь в коммунистической партии, он мужественно и решительно покончил с опытом Советского Союза (…). Его стремление к миру и противостояние империалистическому видению России принесли ему Нобелевскую премию. Эти послания как никогда актуальны перед лицом трагедии (…).

(Оригинал)

Педро Санчес,

премьер-министр Испании:


«Мои соболезнования его семье, друзьям и российскому народу»

— Скончался Михаил Горбачев, человек, который своими решениями внес определяющий вклад в окончание холодной войны и сделал Европу и весь мир более мирными и свободными. Мои соболезнования его семье, друзьям и российскому народу.

(Оригинал: Twitter*)

Энтони Албаниз,

премьер-министр Австралии:


«Мы потеряли одного из настоящих гигантов XX века»

— Михаил Горбачев изменил мир к лучшему. (…) Помимо всего, он был человеком тепла, надежды, решимости и огромного мужества, и в мире, который был глубоко разделен, им двигал инстинкт сотрудничества и единства. (…) С его смертью мы потеряли одного из настоящих гигантов XX века…

(Оригинал: Twitter*)

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев и его супруга Раиса Максимовна Горбачева во время поездки по Берлину. 16 апреля 1986 г. Фото: Юрий Лизунов, Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС

Фумио Кисида,

премьер-министр Японии


«Горбачев добился больших успехов в деле борьбы с ядерным оружием»

Выходец из Хиросимы, премьер Кисида открыто заявляет о своих амбициях создать мир, свободный от ядерного оружия, и в этой связи воздал должное Михаилу Горбачеву, который призывал к ядерному разоружению. Горбачев «добился больших успехов как мировой лидер, который поддерживал отмену ядерного оружия», — заявил Кисида на пресс-конференции. Он также напомнил о том, что Горбачев сыграл значительную роль в преодолении разногласий в Европе после Второй мировой войны и прекращении холодной войны.

Премьер-министр Японии назвал Горбачева человеком «стратегического видения» и «смелых навыков исполнения» и выразил глубокие соболезнования родным и близким Михаила Сергеевича.

(Оригинал)

Ангела Меркель,

экс-канцлер Германии:


«Горбачев коренным образом изменил мою жизнь»

— С большой грустью я узнала о смерти Михаила Горбачева.

Михаил Горбачев написал мировую историю. Он продемонстрировал, как один государственный деятель может изменить мир к лучшему.

Без смелости генерального секретаря ЦК КПСС [в его борьбе] за гласность и перестройку (…) мирная революция в ГДР была бы невозможна.

Я до сих пор чувствую страх, который я испытывала вместе со многими людьми в ГДР в 1989 году: не покатятся ли снова танки, как в 1953 году, когда мы кричали «Мы — народ», а затем «Мы — один народ». Но на этот раз — в отличие от 1953 года — не было ни танков, ни выстрелов. Вместо этого Михаил Горбачев упрекнул престарелое руководство ГДР фразой: «Кто опаздывает, того наказывает жизнь». (…)

Михаил Горбачев также коренным образом изменил мою жизнь. Я никогда этого не забуду.

Мир потерял уникального мирового лидера. (…)

(Оригинал)

Кондолиза Райс,

бывший госсекретарь США


«Он пытался обеспечить лучшую жизнь своему народу»

— Я опечалена известием о кончине Михаила Горбачева. Он был человеком, который пытался обеспечить лучшую жизнь своему народу. (…) Без него и его мужества было бы невозможно закончить холодную войну мирно.

(Оригинал: Twitter*)

Арнольд Шварценеггер,

общественный деятель, политик, актер:


«Я был невероятно счастлив назвать его другом»

— Есть старая поговорка: «Никогда не встречайся со своими героями». Я думаю, что это один из худших советов, которые я когда-либо слышал. Михаил Горбачев был одним из моих героев, и для меня было честью и радостью встретиться с ним. Я был невероятно счастлив назвать его другом. Все мы можем извлечь уроки из его фантастической жизни.

Представьте, что вы поднимаетесь на самый верх любой организации, а затем вам хватает мудрости и смелости, чтобы оглянуться вокруг и сказать: «Это не работает для людей, кто-то должен это исправить. Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?»

Он сделал именно это в старом Советском Союзе. Его навсегда запомнят как героя, который демонтировал коммунистическую систему, несмотря на то, что это означало для его собственной власти.

Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев с супругой Р.М. Горбачевой во время радушной встречи с жителями Страсбурга у входа во Дворец Европы. 6 июля 1989 г. Фото: Юрий Лизунов, Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС

Он теперь принадлежит истории, и я знаю, что он очень рад воссоединиться со своей дорогой Раисой, снова проживая одну из величайших историй любви всех времен.

Когда вы увидите шанс повлиять на ситуацию, оставить лучший мир для следующего поколения, я надеюсь, вы вспомните Михаила Горбачева и спросите себя: «Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?»

Я знаю, что так и сделаю.

(Оригинал: Twitter*)

Виталий Манский,

режиссёр:


«Вместе с Горбачевым из политики ушла любовь»

— Сегодня все СМИ, соцсети перечисляют очевидные реальные достижения и шансы — во многом нереализованные, — которые нам давал Горбачев.

Это все справедливо и уместно.

Но мне кажется, за этим правильным «перечислением», «списком благодеяний» уходит понимание едва ли не самого важного. 

В мартирологе глав империи он был единственным Человеком. Не титаном мысли, не героем, не диктатором или поводырем — живым человеком из крови и плоти у власти.

С наивностью, идеализмом — всеми теми качествами, которых напрочь были лишены иные политики, управлявшие гигантской частью суши, напичканной ядерным оружием, замершей в глобальном противостоянии с западным миром.

Именно его сопряженность с реальной жизнью, с людьми, с корнями, которыми он подпитывал человеческий темперамент на протяжении всей долгой жизни и деятельности, и позволила нам обрести надежду на свободу, достоинство.

Именно его человеческая, если хотите, приземленность… Да, он же был человеком земли и мира… Во власть пришел один из нас со всем спектром самых понятных, простых и непостижимых чувств.

Давайте окинем взором тех, кто «раньше был» и тех, «кто будет после», как пел Высоцкий. Где там любовь? Через какую лупу можно ее рассмотреть? Для Горбачева любовь была ключевым свойством натуры. Через призму любви он решал многие вопросы политики и стратегии.

Нам так не хватает во власти человека, способного любить, который не захочет воевать. Вместе с Горбачевым из политики ушла любовь. И пока она не вернется, у нас нет никакой надежды на преобразование.

Михаил Мишин,

писатель:


«Гор-би! Гор-би!»

— «Если кто помнит.

— Гор-би! Гор-би!..

Так они восхищались. Просто задыхались от восторга. Обступали, таращили глаза и тянули руки через охрану. Зрелище и впрямь было невиданное. То есть буквально шёл посреди толпы, помахивая в разные стороны шляпой и позитивно улыбаясь. Возникало даже ощущение, что он живой. На фоне чугунных могильщиков капитализма он их, конечно, изумлял.

Нас — озадачивал.

Кажется, вознесло тебя на вершину, так приведи спинку кресла в удобное положение! Организм в порядке, органы начеку, чемоданчик под рукой, Мавзолей под боком. Ну так вперёд — мечи указы, зажигай с трибуны, спускайся по трапу, приветствуй свой портрет на параде. Хочешь — назначь себя генеральным гидравликом, хочешь — верховным балетмейстером. Правда, страна уже по уши в… Ну и что? У тебя на руках непобедимый козырь — народ! Народ тебе достался упоительный. С ним что ни сотвори, он только вечером на кухне мамашу помянет, а с утра — обратно по очередям. Так что рули, не парься!

Но нет.

Что-то, видно, в нем было с детства бедовое. Какой-то ген непоседливый. Решил ковырнуть то, что плотно слежалось. Так и заявил — пора на́чать!

И начал, объявив:

— Гласность!

И мы заголосили.

Поначалу шепотком, а втянулись — во всю глотку!

И близко не представляя, что из этого выйдет и до чего дойдёт. Да он и сам не представлял. А вышло многое, ибо слово пробивает стены. Причём буквально. И когда бетонная стена, которой мы защищали людей от человечности, рухнула, то прозябавшие по ту сторону стены вскочили на обломки и заплясали с воплями:

— Гор-би! Гор-би!

Их прямо пучило от благодарности.

В отличие от нас. У нас он уже был во всем виноват — согласно исконной традиции.

Не туда повернул, не на тех оперся, мало торговался, много колебался, не там ставил ударения. Да еще посягнул на священное право наше на отдых — в смысле, на выпивку. Тут уж мы вовсе стерпеть не могли и начали выдавать ему по полной — да не на кухне, как раньше, а прямо на площадях. Что стало возможно благодаря ему же, но мы мелких деталей не помним. Мы выше логики.

Он, правда, и сам с привычной логикой обходился странновато.

Приоткрыл занавес, а мог закрыть засовы.

Сложил полномочия, а мог поднять войска.

В общем, заставил окружающий мир поверить, что его страна и ее народ способны построить величие, которое не нужно огораживать стенами.

Но способны — не значит склонны.

Этого он своей логикой не учел.

Как-то к одному китайскому начальнику подкатили: «Ваше суждение о Французской революции?» Тот с церемонной вежливостью: «Одурели? Как я могу судить — всего двести лет прошло!»

Толковые начальники случаются у китайцев.

Так что заходите лет через двести, обсудим роль личности в истории. (…)»

Это было написано к его 85-летию. И вот — ушёл.

И понеслись вослед ему тучи слов — хороших, а также разных.

И мне на память слова пришли:

«Он человек был — человек во всем…»

Александр Гельман,

драматург:


«Личная утрата»

Так вышло, так получилось, что мы были дружны — в течение многих лет. Это помогло нам с Виталием Манским снять два больших документальных фильма о Михаиле Сергеевиче. Я не хочу сейчас рассуждать о планетарном значении того, что он делал и сделал. Это достояние наиболее разумной, наиболее человечной части многовековой всемирной и истории России. Его смерть для меня очень личное скорбное событие. Я потерял одного из самых интересных, глубоких, искренних товарищей, с которым мы десятки раз при встречах и по телефону обсуждали самые сложные коллизии общественной и личной жизни. Для меня его смерть — невосполнимая утрата.

Я выражаю мое глубокое сочувствие Ирине Михайловне, внучкам Михаила Сергеевича — Насте и Ксении, его правнукам Саше и Никите, а также всем сотрудникам фонда его имени.

Я уверен: демократические убеждения Горбачева, принципы его миролюбивой политики, все, что было сделано Перестройкой, все, что было намечено, но не сделано, — это все не умрет вместе с Михаилом Сергеевичем, а со временем воскреснет и сделает жизнь в нашей стране мирной, радостной, дружественной со всеми народами планеты Земля.

Дорогой Михаил Сергеевич, живи спокойно на том свете, на этом ты сделал все хорошее, что было в твоих силах.

от редакции

Из-за требований цензуры мы вынуждены приводить слова мировых лидеров с купюрами.

* Заблокирован в РФ.