Видеоигры всегда были вне политики. На протяжении всего своего существования индустрия интерактивных развлечений объединяла разные поколения людей, давала возможность фантазировать и выплескивать эмоции, пробуждала в человеке любознательность, заставляла думать о глобальных проблемах и духовном развитии, смотреть на ситуацию с разных сторон. Игры рассказывали нам о возможных путях развития человечества.
Игры серии Deus Ex посвящены магическому мышлению, теориям заговора 90-х и тайным правительствам, которые при помощи вируса или киберимплантов управляют миром. При желании найти сходство с нынешней ситуацией и решить, что российская политика так же движима конспирологией, как и герои киберпанковской вселенной, которых придумал Шелдон Пакотти, не так-то уж и сложно.
Японский геймдизайнер Хидео Кодзима (кстати, большой фанат России, советских фильмов и кинематографа в принципе) пошел дальше. Он создал такую концепцию шпионского боевика про противостояние СССР и США, что даже спустя 30 лет игры серии Metal Gear остаются непревзойденными с точки зрения истории, повествования, постановки, игровых механик и работы с технологиями. Но главное — ему удалось предсказать наше с вами будущее. Например, Кодзима еще в 90-е расписал, как человечество будет страдать от фейков и дезинформации в эпоху социальных сетей и алгоритмических лент. Поэтому разбор диалога из Metal Gear Solid 2 (есть субтитры на русском) было бы полезно обсуждать на школьных занятиях и в университете на факультете журналистики.
После 24 февраля видеоигры, которые столько лет объединяли людей, стали — вместе с игроками и разработчиками — заложниками сложной политической ситуации.