Официальная позиция иранских властей по конфликту вокруг Украины — неприятие силовых действий, призыв к немедленному прекращению огня и переговорам. Она выражена в заявлении министра иностранных дел Исламской Республики Хосейна Амира Абдоллахияна. При этом оценок действиям сторон Тегеран не дает.
Но в действительности, на судьбы Ирана спецоперация может оказать решающее значение. Вся западная пресса ожидает ускоренного возобновления «ядерной сделки» в Вене. Ситуация после 24 февраля повернулась на 180 градусов — США ищут замещение выпадающей с рынка в результате санкций российской нефти. И теперь ядерная сделка с Тегераном нужна уже самому Байдену, скорее, чем аятолле.
В результате Иран вернется на международный рынок и в короткие сроки выбросит на него 80 млн баррелей накопленной за время санкций нефти. Тем интереснее гражданам сравнительно недавно угодившей под санкции России ознакомиться с позицией страны, живущей под ними десятилетиями и не чающей вырваться. Иран претендует на роль регионального военного и экономического лидера, несмотря на то, что много лет находится под санкциями США и ЕС. Кроме того Иран является центром культурного и религиозного притяжения для шиитских районов соседних стран.