Сюжеты · Экономика

«Поставки будут, но когда и по какой цене?»

В России стремительно дорожают и исчезают с полок оральные контрацептивы. Эта проблема — не про нежелание беременеть, а про целый спектр заболеваний, которые теперь непонятно, чем лечить

Кристина Кондрашкова , специально для «Новой»

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

ОБНОВЛЕНИЕ. ОТ РЕДАКЦИИ

После публикации этого материала в редакцию поступило письмо от российских представителей фармацевтической компании «Гедеон Рихтер», в портфель которой входят оральные контрацептивы, а также другие препараты для женского здоровья (в том числе для лечения эндометриоза). Из этого сообщения следует, что на данный момент перебоев с поставками всех перечисленных препаратов не ожидается.

Иностранные компании покидают российский рынок. Сервис iHerb, на котором можно было заказать витамины из США, приостановил обслуживание покупателей из России. IKEA приостанавливает деятельность в России, H&M, NIKE, ASOS — продажу одежды. Председатель Восточного комитета германской экономики (OAOEV) «призывает Россию остановить операцию на Украине, чтобы спасти экономические отношения с ФРГ». В социальных сетях начали появляться тревожные сообщения: стали раскупать контактные линзы, их цена выросла, сложно найти некоторые препараты. Женщины отправились закупать впрок оральные контрацептивы (ОК), объясняя: заменить их нельзя и нечем, а производятся они за границей, часто — в Германии.

Елена рассказывает, что линзы Аcuvue moist «буквально на глазах заканчивались» на двух крупнейших аптечных ресурсах, где покупает их ежемесячно, а потом выросли в цене.

— Обычно бывают, но сейчас из-за мировой ситуации очень быстро начали раскупать. Раньше брала по 1400 рублей за упаковку (30 штук), вчера она стоила уже в районе 1900. Не могу отследить, в какой именно период произошел такой резкий скачок, — подозреваю, что даже за неделю из-за ситуации в мире, — но 30 штук хватает на 15 дней. До этого никогда так резко цены не росли. 

Обычно брала строго на месяц, ради экономии, но цены растут каждую секунду сейчас.

Непонятно, что будет с поставками, так хотя бы на какой-то период можно себя обезопасить. Не уверена, что есть отечественные аналоги, и мои линзы мне были выписаны офтальмологом специально, другие могут не подойти. Оральные контрацептивы германского производства назначала гинеколог не для предохранения, а для лечения, цена выросла на 300 рублей.

Анастасия рассказывает о поисках «Эутирокса».

— Это гормоны для щитовидки. Крайне необходимый мне препарат, сегодня нашла с трудом, и то — неудобную граммовку. Препарат производит немецкая компания Merck, и без него аутоиммунный тиреоидит начнет давать о себе знать.

Анастасия принимает оральные контрацептивы немецкой компании Bayer как средство профилактики хронического заболевания.

— Не потому, что не хочу детей, а, наоборот, потому что я их хочу, а в этих таблетках содержатся гормоны, которые способны поддерживать подобие менструального цикла. От них зависит мое репродуктивное здоровье. Подбирала я их долго, с гинекологом, — женщина объясняет, что ей могут не подойти ни аналоги, ни дженерики. Она надеется, что проблема санкций будет решена, но вздыхает: «Что будет — покажет время». Искусственный дефицит, по мнению женщины, создается населением уже сейчас: «Своя рубаха ближе к телу, но люди пилят сук, на котором сидят, собственноручно провоцируя дефицит и взлет цен». К покупкам «сильно впрок» относится негативно, но признается: «Сама пошла купила «Ярину+» (препарат для женщин с симптомами гормонозависимой задержки жидкости в организме. — К. К.) на три месяца вперед. Надеюсь, придя в аптеку, не услышу, что препарата нет».

Татьяна за последние дни потратила на лекарства 23 000 рублей: из них 2500 — на витамины, остальную сумму — на оральные контрацептивы. Говорит, не нашла сроком годности дольше 2024 года, потому закупилась лишь на два года вперед.

— В финансовом плане — да, ощутимо.

Могла потратить эти деньги иначе, для кого-то это вообще вся зарплата.

Контрацептивы у меня «глушат» эндометриоз. Отмена приема может означать прогрессирование болезни, короткий и обильный цикл, возвращение предменструального синдрома. Планирую пить препараты до климакса — они мне подходят, и детей я больше не хочу. Ну и возраст: в 36 рожать в принципе небезопасно. Противозачаточным замену не найти. У нас нет таких разработок своих, аналог брать не буду — риск есть, что не подойдет. Менять препарат спустя 11 лет приема глупо. «Супрадин» врач семейный выписывает в межсезонье, остальные я обычно беру во время поездок за границу. Дозы и производство чище, по итогу и дешевле. Например, магний у нас («Магнелиз») почти похож по дозировке, но посчитать с финскими или британскими — выходит дороже. Тут же все импортное. Для меня лекарства, конечно, проблема. Поставки будут, уверена, но когда и по какой цене? Кстати, материалы для зубных коронок, брекеты — тоже импортные. Когда в 2014 году подорожал валидол, то оказалось, что из-за… импортной фольги. Одно слово — жуть.