Сюжеты · Общество

Кто-то перешел дорогу «Львенку»

Почему трамваи в Москве стали ходить реже? Отвечают водитель и Дептранс

Фото: Никита Ильин, специально для «Новой»

— Смотрите: вот раз машина вылетела, — вслух считает Дмитрий Королев. — Вот — два! Куда они едут? У трамвая приоритет на дороге!

Из депо близ метро «Строгино» отправляется наш вагон по 15-му маршруту — новенький, беленький, вычищенный. По бумагам производителя этот трамвай зовется «Львенок», но на рычащего зверя он совсем не похож: вагон не ревет, едет спокойно, тихо-тихо, только колеса постукивают, даже на скорости 50 км в час. 

Дмитрий Королев сегодня утром вышел на маршрут, при этом он же руководит группой безопасности движения на трамвайных путях. О своей работе он мечтал с детства: на трамвае он ездил в детский сад, в школу, в университет. 

— Очень люблю 27-й маршрут, на котором кондуктором был сам Константин Паустовский, — говорит Дмитрий.

Машинист Дмитрий Королев. Фото: Никита Ильин, специально для «Новой»

За окном тем временем открывается вид на заледенелую Москву-реку. Одиноко сидят мужики, рыбачат. Лед пока крепкий, а морозы спали. «Если мужички рыбачат, значит, в городе все хорошо», — оптимистично замечает водитель, не поясняя, откуда следует вывод. Спокойно смотрит в окно, иногда кивает через него проезжающим мимо коллегам, неторопливо едет дальше. 

А ускориться будто бы стоило. По крайней мере, так следует из обращения депутата Мосгордумы Дарьи Бесединой вице-мэру Москвы, главе департамента транспорта Максиму Ликсутову. 

Она пишет, что интервалы движения московских трамваев этой зимой выросли: теперь они иногда ходят раз в полчаса вместо положенных 10 минут. В частности, так происходит на маршрутах № 9, 2, 4л и 4п. Первый маршрут в списке ездит в центре от метро «Белорусская» до Российского университета транспорта. Остальные три ходят на востоке Москвы: близ метро «Преображенская площадь» и «Бульвар Рокоссовского».

«Надо исходить, в первую очередь, из того, что трамвай — это магистральный транспорт, призванный перевозить большое число пассажиров с максимально возможной для наземного транспорта скоростью. Собственно, именно так он и позиционируется самой мэрией. Соответственно магистральный транспорт даже по их критериям не может иметь интервалов больше 10 минут, потому что время поездки включает в себя и среднее время ожидания. Если оно больше допустимого значения, примерно 10–15 минут, транспортом никто пользоваться не будет», — поясняет Беседина в разговоре с «Новой». По мнению депутата, основная причина задержек — отсутствие достаточного количества исправных вагонов. Часть трамваев не ремонтируется после ДТП, полагает она, а некоторые вагоны вовсе сняты с маршрутов, потому что уже устарели.

«Проблема с тем, что вагоны выбывают после ДТП, действительно есть, — говорит начальник управления транспортного планирования НИИ «МосТрансПроект» Дмитрий Степчков — Пока мы не обособим <от других участников движения> 100% линий, она никуда не исчезнет: эта проблема свойственна всем трамвайным системам, которые проходят рядом с автомобильным потоком».

Фото: Никита Ильин, специально для «Новой»

Всего по Москве катается порядка 450 трамваев. По словам начальника управления, в месяц примерно 50 из них попадают в ремонт после ДТП, примерно столько же в месяц удается выпустить отремонтированными после аварий за предыдущие месяцы. «Конечно, эту цифру нужно уменьшать», — говорят в «МосТрансПроекте». 

Департамент транспорта обещает, что к концу года трамваи будут ходить раз в 4–8 минут на всех участках. 

Но только ли нехватка подвижного состава виной тому, что трамваи этой зимой стали ходить реже? У водителя трамвая Дмитрия свои наблюдения:

— Есть две причины, почему интервалы на линии могут быть увеличены. Первое — это столкновение автомобилей перед трамваем, из-за чего движение блокируется. Второе — несоблюдение ПДД водителями автомобилей и гражданами. Смотрите, вот водитель ковыряется, — Дмитрий показывает на черную машину, которая подкатывает к рельсам. Там водитель в черной же куртке залип в телефоне. — Вот куда он дальше поедет? Влетит ли он в меня, или остановится? А мне все равно надо сбавить скорость, такие правила.

Вообще в Москве 60% маршрутов проходит по выделенным полосам — машины на них заехать не могут и не портят трамваям график. 

Но остальные 40% маршрутов едут в общем потоке машин, и тут трамваи беззащитны. Всяк так и норовит проехать по трамвайным путям, особенно когда основная дорога не чищена. 

У общественного транспорта приоритет на дорогах: ему должны уступать, то есть сначала трамвай проедет, потом уже все остальные. Но многие ли помнят об этом? И обычные-то машины не помнят, а что уж говорить про такси! Выкатываются на пути, а потом часть трамвайных вагонов простаивает в ремонте.

Фото: Никита Ильин, специально для «Новой»

Или вот пешеходы. Примерно на середине нашего с Дмитрием маршрута, близ остановки «Детская поликлиника», женщина в бирюзовом спортивном костюме и лыжами наперевес пробирается через снежные сугробы прямо на трамвайные пути. Спокойный вагон слегка вздрагивает, притормаживая. 

— Ну вот куда лезет? А я должен сбавить скорость! — ворчит Дмитрий.

И так повторялось еще несколько раз: то бабушка неспешно решила перейти на красный свет, то мужчина торопливо прошмыгнул на другую сторону дороги. Всякий раз Дмитрий останавливался, звенел в старомодный колокольчик, дожидаясь, пока человек уйдет с рельсов, и только потом ехал дальше. Люди на эти трели даже не оглядывались. 

— Вот тут 5 секунд, там 10 секунд, потом еще ненадолго остановился — вот и увеличиваются интервалы, — рассуждает водитель. 

Но работу Дмитрий все равно любит, с упоением говорит о новом вагоне: «Смотрите, он может на одной батарейке ехать без подключения к сети. А вот еще камеры у него выходят на все стороны, могу видеть все участки дороги вокруг трамвая. А еще вот, смотрите, какая стеклоочистительная система…» Таймер, кстати, тоже есть — за временем водители следят. Поездка от «Строгино» до «Щукинской», к слову, заняла всего 15 минут.

официально

Пояснение Московского метрополитена по маршрутам № 2, 4л, 4п и 9.

Нельзя рассматривать конкретный маршрут и его интервалы в отрыве от других маршрутов: есть наиболее популярные участки — на них мы обеспечиваем кратчайшие интервалы. Так, маршруты № 2, 4л, 4п и 9 следуют по участкам города, где, помимо них, ходят трамваи других маршрутов, дублируя их на 80–90%. 

В частности, маршруты № 2, 4л и 4п дублируют трамваи № 7, 13, 36 и 46. А маршрут № 9 — дублирует 7-й и 50-й трамваи. Если пассажир не успевает на один из них, то через 3–12 минут на остановку придет другой трамвай, который позволит ему доехать до ближайших станций метро или других ключевых точек.

Например, если к жителю Богородского вместо трамвая № 2 первым пришел 7-й или 46-й — он может поехать на одном из них. Пассажир точно так же попадет к станциям метро «Бульвар Рокоссовского» и «Преображенской площади» (самые популярные остановки на этом участке). Трассы маршрутов № 2 и № 46 совпадают на 90%. От Метрогородка также отправляются маршруты: № 13 — в центр, а маршрут № 36 — к метро «Семеновская» или «Шоссе Энтузиастов». 

То же касается маршрута № 9 — большая его часть совпадает с маршрутами трамвая № 7 и 50. Жители Новосущевского переулка могут доехать до Кольцевой линии метро — это самая популярная пересадка на станцию «Новослободская». Также пассажиры могут использовать 50-й трамвай для того, чтобы добраться до Проспекта мира, Комсомольской площади и востока города.

До конца 2022 года мы планируем сократить интервалы на маршрутах № 2 и 9 до 8 минут, на маршрутах № 4л и 4п — до 12 минут. В будущем интервалы на всех четырех маршрутах составят 8 минут. Сделаем это благодаря закупке новых вагонов, обособлению путей от общего потока машин и модернизации инфраструктуры.

Никита Ильин — специально для «Новой»