Вспомнив путь известного немецкого политика Герхарда Шредера в российскую экономику, мы задумались: сколько иностранных политиков уходит в почетную отставку через российский бизнес? Мы проверили списки аффилированных лиц 45 крупнейших российских публичных акционерных обществ и нашли там 14 иностранных политиков. Среди них — коллега Шредера по должности и еще один федеральный канцлер Австрии Вольфганг Шлюссель, бывший премьер-министр Франции Франсуа Вийон и даже один индийский депутат.
— В России изначально приглашали политиков для солидности, когда только приходили на рынки. Политики хотят легально заработать — это обычная практика для «отставников».
С российскими компаниями несколько сложнее. Частные компании заинтересованы в лоббистах на мировых рынках: здесь тоже нет ничего оригинального. Государственные же проделали эволюцию.
Вначале, как представляется, речь также шла прежде всего о лоббизме, но затем, когда западные страны стали вводить санкции, то стало ясно, что лоббизм здесь не слишком эффективен. Поэтому сейчас речь может идти скорее о благодарности за позитивное отношение к политике России — тем более что среди западных политиков оно становится все более редким.
В случае с госкомпаниями происходит согласование на политическом уровне. Возможно, советуются, чтобы не было политических рисков внутри самой России.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}