Зимой у 15-летнего Саши был инсульт. И у него онемела спина. У Саши с его тяжелым ДЦП и еще кучей неврологических диагнозов связь с миром ограничена, как и связь с собственным телом. И ничего тут не сделаешь. Диагноз — тупик. Но недавно на занятия в детдом привели хаски Юкки. Юкки подошла, понюхала Сашу, а потом встала ему лапами на спину и стала мягко топтаться. Саша вывернулся спиной, засмеялся, широко раскрыв беззвучный рот. И его воспитательница обмерла: «Саша спину чувствует!»
Важно ли человеку чувствовать спину? Важно ли чувствовать теплую собачью шерсть под рукой? А шершавый мокрый язык и быстрое-быстрое дыхание? Если вы думаете, что неважно, то вопрос можно сократить: «Важно ли человеку чувствовать?»
И если задуматься, то выйдет, что важнее в человеческой жизни ничего и нет. Чувствовать — это и есть жить.
В детский дом имени Григория Россолимо (ЦСПР № 49) нас пригласил Дмитрий Шпаро, путешественник и исследователь, создавший клуб «Большое путешествие», в котором работают несколько программ реабилитации детей-инвалидов. В прошлом году клуб выиграл грант департамента труда и соцзащиты на «Хаски-терапию». Татьяна Хозиева, психотерапевт и куратор программы в детском доме, провела несколько занятий.