Комментарий · Политика

Его университеты

Почему ректора Казанского университета арестовали только спустя 22 года после того, как киллер рассказал про заказ от него

Ректор КФУ Ильшат Гафуров

В среду вечером, 22 декабря, интернет облетела видеозапись, на которой было видно, как по пустынному коридору Басманного суда Москвы ведут ректора Казанского университета, члена «Единой России», депутата республиканского парламента Ильшата Гафурова. Руки скованы наручниками. В руках кепка. Только что суд удовлетворил ходатайство следствия об аресте Гафурова. Ему инкриминируемся подстрекательство к убийству (ч. 4 ст.30 УК) и соучастие не менее чем в двух убийствах. 

Ильшат Гафуров на видеозаписи выглядит человеком, который не верит в то, что это на его руках наручники.

Да и как поверить, если его могли арестовать еще в 1999 году — а не арестовали. Именно тогда его имя уже фигурировало в материалах уголовного дела об убийстве Айдара Исрафилова, предпринимателя, депутата городского совета Елабуги.

Исрафилова расстреляли 28 августа 1999 года в Москве, на автостоянке возле рынка, расположенного в спорткомплексе ЦСКА. Из припаркованного ВАЗ-2106 выскочил человек в белой куртке и на глазах у десятков людей  выпустил в жертву всю обойму из пистолета с глушителем. Киллер тут же запрыгнул в машину и умчался. Был объявлен план «перехват». Через час «шестерку» нашли возле гостиницы «Аэростар». В салоне обнаружили пистолет.

Депутат Айдар Исрафилов — жертва киллера. Фото: Казанский феномен / ВКонтакте

Преступление было раскрыто по горячим следам. Киллером оказался 22-летний Игорь Кулясов, боевик ОПГ «29-й комплекс» из Набережных Челнов.

О том, что Кулясов получил «заказ на ликвидацию», за несколько недель до своей гибели по местному телевидению рассказал сам Исрафилов. Дело в том, что 

Кулясов, получив заказ, пришел к жертве и предложил откупиться. Он назвал сумму, уже полученную за «работу» — 20 тысяч долларов, а также имя заказчика — Ильшата Гафурова, в то время мэра Елабуги.

По городскому телевидению предприниматель рассказал, что на принадлежащий ему городской рынок положил глаз мэр города. Но Исрафилов отказался уступать принадлежащий ему актив.

После выступления в эфире городского телевидения Исрафилов написал заявление в прокуратуру. Возбудили уголовное дело о подготовке покушения. Кулясова задержали, но, оказавшись в камере, он замолчал. Поскольку киллер «добровольно отказался от преступления», 

дело прекратили, а Кулясова отпустили. Он выехал в Москву и 28 августа «доделал» уже оплаченную «работу».

Расследованием убийства Исрафилова занималась прокуратура Москвы, потому что убийство было совершено в столице. 

В сентябре 1999-го в эфире НТВ вышел репортаж об убийстве Айдара Исрафилова. Репортаж сильно напугал мэра Елабуги Ильшата Гафурова: в нем на всю страну прозвучала версия, согласно которой предпринимателя заказал мэр Елабуги. И рассказал об этом оперативник 6-го отдела Елабужского РОВД. Правда, на условиях анонимности, с измененным голосом и закрытым лицом, — но в МВД Татарстана быстро вычислили своего сотрудника. Им оказался Владимир Горшков. Руководство пожурило офицера, но никаких оргвыводов «за утечку оперативной информации» делать не стало. Горшков продолжал работать, а в 2001 году вышел на пенсию.

Осенью 2012 года я поехал в командировку в Татарстан, собирать информацию об ОПГ «29-й комплекс». У меня было много встреч с бывшими оперативниками и членами этой банды, многие из «пехотинцев» которой уже успели отсидеть назначенные судом наказания за различные преступления, совершенные в 90-х, и выйти на свободу. Встретился я и с бывшим оперативником Владимиром Горшковым. Он не стал отказываться от своих слов, произнесенных в эфире НТВ в 1999 году.

В конце командировки меня принял прокурор Татарстана. В то время им был Кафиль Амиров. И я спросил его, почему в 1999 году даже не стали рассматривать версию, озвученную еще при жизни самим Исрафиловым, а уже после резонансного убийства и опером Горшковым?

Договариваясь о встрече, я проинформировал помощников прокурора, какие вопросы меня интересуют. И Амиров оказался готов к ответу на мой предельно прямолинейный вопрос. И показал мне официальный документ, подписанный им еще в сентябре 1999 года (тогда Амиров уже был прокурором республики). Это было письмо прокурора Татарстана прокурору Москвы Сергею Герасимову, в ведении которого и находилось расследование резонансного преступления. Прокурор Татарстана предложил московскому коллеге обратить внимание на предупреждение Исрафилова, прозвучавшее  в эфире местного ТВ, а также на оперативную информацию, позже озвученную Горшковым в эфире НТВ.

— Почему прокуратура Москвы проигнорировала это письмо? — спросил я Амирова.

— А ты вспомни, какое это было время. Это же осень 1999 года, разгар предвыборной кампании в Госдуму, пик противостояния лужковско-шаймиевского блока «Отечество — Вся Россия» с «Единством» Шойгу, — тяжело вздохнул прокурор и продолжил: 

— Широкое обнародование информации о подозрениях в причастности мэра Елабуги к убийству Исрафилова могло ударить по рейтингу лужковско-шаймиевского блока.

Возможно, именно поэтому Герасимов, близкий к Лужкову, и решил «не заметить» мое письмо.

3 октября 2012 года было опубликовано мое расследование «Комплекс возвращается», в котором я рассказал и об убийстве Ирафилова, и о возможной причастности к этому преступлению Ильшата Гафурова, в 2010 году назначенного ректором Казанского университета, и о связях Гафурова с лидерами ОПГ «29-й комплекс» из Набережных Челнов.

В Татарстане это расследование наделало много шума. Через несколько лет мне показывали ксерокопии бумажной версии «Новой» с этой публикацией. И, по словам очевидцев, такими ксерокопиями были заполонены Казань, Набережные Челны, Елабуга…

Кроме того, вскоре после публикации замдекана факультета журналистики и социологии Казанского университета Искандер Ясавеев обратился в Генеральную прокуратуру России и попросил проверить причастность ректора к преступлениям. В том числе и к убийству Айдара Исрафилова. Ясавеев приложил к заявлению мое расследование.

Но в 2012 году заявление Ясавеева Генпрокуратура проигнорировала. 

В июне этого года депутат татарстанского парламента и ректор Казанского университета Ильшат Гафуров выступил с инициативой запретить детям играть в пейнтбол и страйкбол, потому что эти игры «учат стрелять в человека». И как раз в это время, в начале лета, заговорили лидеры ОПГ «29 комплекс», известные в криминальном мире по кличкам Рузаль, Ерема и Алик. Благодаря их показаниям в сентябре в Елабуге были откопаны тела двух человек, к убийствам которых, по версии следствия, также причастен Ильшат Гафуров.

Ильшат Гафуров арестован. Фото: пресс-служба Басманного суда

Конечно, у Ильшата Гафурова есть надежда избежать наказания — по истечении срока давности. Но ректору Казанского университета инкриминируются преступления по пунктам «ж» и «з» части 2 ст.105 — а это в том числе и убийство по найму. И ответственность — вплоть до пожизненного лишения свободы, что само по себе лишает подозреваемого надежды на безусловное применение к совершенному деянию 15-летнего  срока давности. Это уже право суда, а не обязанность.