В начале декабря на сайте правительства была опубликована «Транспортная стратегия России до 2035 года» — базовый документ для автомобильного, воздушного и других видов транспорта. Реализация стратегии должна не только привести к росту обороноспособности страны, но и повысить мобильность населения, способствовать развитию внутреннего туризма, понизить негативное воздействие на окружающую среду, прирастить ВВП…
Словом, стратегия, как удачливый охотник, должна одним выстрелом убить даже не двух, а сразу несколько десятков «зайцев». Для этого за 15 лет предполагается освоить ни много ни мало 60 трлн рублей, что практически равно трем годовым бюджетам страны: более 23 трлн рублей бюджетных средств и 37 трлн рублей из внебюджетных источников (в ценах 2020 года).
Основными проблемами формирующей 6,2% ВВП страны и обеспечивающей работой 4,5 млн человек отрасли являются низкий уровень покрытия территории страны сетью автомобильных дорог, отсутствие развитой сети высокоскоростных магистралей, изношенность отечественного парка водных судов, критический износ части аэродромной инфраструктуры, близкая к предельной загруженность значительной части ж/д магистралей и отсутствие высокоскоростного железнодорожного сообщения — в общем, ничего нового.
Стратегия исходит из того, что за следующие 15 лет население России будет сокращаться средним темпом в 0,1% ежегодно, то есть к 2035-му численность населения страны сократится примерно на 2 млн человек. Продолжится миграция населения из сел, малых и средних городов в 20 крупнейших городских агломераций — совокупный прирост населения в эти регионы оценивается почти в 7 млн человек.