Падение Кабула и драматический выход войск коалиции из Афганистана постепенно уходят в историю. Но в Соединенных Штатах маховик «разбора полетов» только набирает обороты. За кулисами, в структурах безопасности США, афганские итоги подводятся очень жестко. Основные споры идут между Госдепом, Пентагоном и ЦРУ.
Мы это видим по материалам Конгресса, вбросам силовиков в американских медиа. Появилось важное концептуальное интервью Генри Киссинджера, злые, но верные умозаключения наиболее уважаемого мною американского афганиста Барнетта Рубина, досаждают «афганскими» вопросами госсекретарю США Этнони Блинкену. Самым ярким событием стало большое интервью специального посла Госдепа по афганскому урегулированию Залмая Халилзада, главного архитектора практической политики во время американского присутствия в Афганистане от Республиканской партии.
Это была блестящая журналистская работа ведущей программы «Лицо нации» Маргарет Бреннан с телеканала CBS, взявшей интервью через пять дней после его отставки. Она впервые публично задала принципиальные вопросы и в значительной мере своего добилась.
Итак, американское общество, политики и журналисты ищут ответ на главный вопрос: почему режим президента Наджибуллы Ахмадзая уверенно продержался 3,5 года после вывода войск (и держался бы дольше, не будь распада СССР), а режим президента Ашрафа Гани Ахмадзая умудрился рухнуть еще до полного вывода иностранных войск?
Думаю, нам важно не пройти мимо этих размышлений о причинах поражения своей политики в Афганистане и строить на их основе собственные выводы. Я наблюдал за карьерой Залмая Халилзада на протяжении 40 лет. Придя к власти, администрация Рональда Рейгана искала специалиста, который смог бы осмыслить ситуацию и сформировать афганскую политику после ввода советских войск в эту страну. Ведущим консультантом республиканцев и стал Халилзад.