Сюжеты · Общество

«Розовый воздух» для губернатора

Вместо обсуждения городского бюджета глава Петербурга и спикер Заксобрания сгоняли за границу как минимум за 30 тысяч евро

Сергей Ковальченко , специально для «Новой»

Александр Беглов в аэропорту Белграда. Фото: www.gov.spb.ru

Фото встречи петербургской делегации в аэропорту Белграда, на котором Александр Беглов в окружении свиты стоит на фоне самолета Embraer Legacy 600 с бортовым номером YU-PAA, появилось на официальном сайте Смольного 17 ноября, в день, когда в Законодательном собрании города слушались поправки к городскому бюджету. 

На фото Александра Беглова и спикера парламента Александра Бельского у трапа самолета приветствует мэр столицы Сербии Зо́ран Радойичич. Впереди у них важное и значимое событие: открытие бюста святому благоверному князю Александру Невскому. Позднее, уже на самой церемонии открытия памятника, желая добра и благополучия всему братскому сербскому народу, Александр Беглов скажет: «Мы будем хранить память о деяниях великих предков и твердо стоять на наших корнях».

Сайт Flightradar, который хранит данные о перемещениях самолетов по всему миру, подтвердил: да, Embraer Legacy 600 с бортовым номером YU-PAA частной сербской авиакомпании Air Pink вылетел из Пулково в 8:58 утра и приземлился в аэропорту Белграда им. Николы Теслы в 9:32 по местному времени, т. е. через два с половиной часа. Информацией о том, на каком самолете делегация летела домой «Новая» не располагает. Полет на джете обходится почти в 30 тысяч евро (в один конец).

Уже вернувшись в Петербург, чиновники не сочли нужным объяснить, почему перелеты частным самолетом предпочтительнее, хотя они могут быть в 10 раз дороже регулярных рейсов (билет в бизнес-класс на регулярном рейсе стоит от 50 тысяч рублей). Полет на джете — путешествие с вызывающим шиком, — внутреннее убранство самолета напоминает эстетику свадебного лимузина: белые кожаные кресла, цветы, шампанское в ведерках со льдом… Он вмещает 13 пассажиров. Судя по релизам самого Смольного, в Белград летало не более пяти человек.

Губернатора и спикера парламента сопровождали депутат Законодательного собрания и лидер фракции «Единая Россия» Павел Крупник, епископ Кронштадтский, викарий петербургской епархии Назарий и сотрудник Комитета по внешним связям. 

В Смольном отказались от комментариев, а Бельский на брифинге на вопрос вопрос журналистов, почему в Сербию они летали частной авиалинией, ответил журналистам: «Я действительно не владею информацией, командировку организовывала администрация города. Когда мы организовываем, мы себе подобного не позволяем». 

Скриншот

Из открытых источников узнать, во что мог обойтись этот перелет бюджету Петербурга, нельзя. На сайте госзакупок есть документация на оказание услуг по организационно-техническому обеспечению проведения культурно-деловой миссии Петербурга в Белграде. Заказчиком выступает Комитет по внешним связям Петербурга. Стоимость всего контракта — 1 803 296 рублей. 

В документе подробно указаны транспортные средства, задействованные для передвижения делегации в Белграде: автомобиль, микроавтобус и автобус (суммарно аренда обошлась в 265 477 рублей). Но покупка авиабилетов упоминается только в разделе «Услуги по организации и проведению концерта музыкального коллектива». Следовательно, на 10 авиабилетов (туда-обратно) для артистов ушло 405 000 рублей. Про то, как, на чем и за сколько летели чиновники, ни слова. 

«Новая» отправила запрос в Комитет по внешним связям Смольного, который готовил поездку, с просьбой предоставить информацию: на каком самолете летали члены делегации, кто оплачивал перелет и во сколько он обошелся бюджету города. Или сведения о том, из каких иных источников и кем был оплачен перелет. Ответа пока нет. 

Однако стоит заранее признать, что любой ответ будет плох. 

Если губернатор может летать дорогущим частным бизнес-джетом за счет горожан, то у избирателей возникнут неприятные ощущения. Если рейс оплатили какие-то частные лица, то неизбежны конфликт интересов

 и коррупциогенный фактор. Если чиновники вдруг оплатили перелет из собственного кармана, придется сравнивать расход в 30 тысяч евро с их декларациями о доходах и задать вопрос: сколько месяцев им, бедным, придется не пить и не есть, чтобы за два с половиной часа профукать стоимость квартиры-студии в Мурино, например? 

К слову, сербская чартерная авиакомпания Air Pink, специализирующаяся на бизнес-авиации, со штаб-квартирой и базовым аэропортом в Белграде однажды уже фигурировала в публикациях «Новой». В 2014 году разразился скандал с перелетом главы Минсельхоза РФ Николая Федорова: на бизнес-джете Cessna 550 Citation II Bravo, принадлежавшем Air Pink, он отправился в Гамбург на официальное мероприятие. Подчиненные министра не нашли ничего лучше, как отретушировать фотографию, убрав с нее злополучный самолет. На запрос газеты в ведомстве ответили: «Все оплачено руководителем Минсельхоза России из личных средств… Ни копейки бюджетных средств на данные цели министром потрачено не было». В Air Pink «Новой» тогда подтвердили: приблизительная стоимость подобного перелета составляла примерно 31 тысячу долларов. 

Вряд ли за семь лет услуги компании подешевели. Тем более что, несмотря на цены, услуги эти сейчас востребованы как никогда. Судя по данным Flightradar, джеты Air Pink практически ежедневно курсируют между Москвой и Ниццей, Эмиратами, Малагой, обслуживают другие подобные направления. По некоторым данным, компания популярна у звезд российской эстрады. Возможно, этим и объясняются излишества в оформлении салона самолета. 

И вот теперь «Розовый воздух» (Air Pink) долетел до Петербурга. В добрые старые времена своего правления Георгий Полтавченко пытался запретить городским чиновникам покупать билеты на самолеты иностранных авиакомпаний. Законопроект даже слушался в городском парламенте, но дальше второго чтения, кажется, не прошел. А если и прошел, то теперь основательно забыт. 

 …Памятник Александру Невскому, который открыли в Белграде, в петербургских СМИ назвали «бюстом-побратимом». Дело в том, что точь-в-точь такой же бюст уже есть в Северной столице и еще один планируется открыть в Кингисеппе. К счастью, от Смольного до Кингсеппа всего 131 километр, и едва ли туда губернатор отправится на бизнес-джете — в худшем случае на вертолете. А это уже большое подспорье для городского бюджета.