— Скончавшийся сегодня Александр Градский занимает особое место в истории русско-советской популярной музыки, русского рока. Подлинный пионер, он со своими «Скоморохами» был одним из зачинщиков, основателей русского рок-движения в далекие 60-е, самим названием группы подчеркивая ее русскую самобытность, связь не только (не столько) с англо-американским роком сколько с русской культурной традицией.
Получив полноценное классическое вокальное образование (насколько я могу вспомнить, случай уникальный не только для русского, но и мирового рока), он как-то довольно легко и беспроблемно вписался в официальную советскую популярную музыку. Но даже и там — в фильме «Романс о влюбленных» и даже в песне самых что ни на есть одиозных советских официозных авторов Пахмутовой-Добронрава «Как молоды мы были» — он сохранял какую-то свою «инаковость» сильно выделявшую его из серой массы застойной эстрадной толпы.
Исторический статус пионера и классическое образование позволяли ему в его собственных глазах свысока, пренебрежительно относиться к появившейся в 80-е новой волне русского рока. Рок-сообщество по большей части отвечало ему тем же, считая его частью соглашательской, конформистской советской культуры. Эта взаимное неприятия не позволило, увы, в полной мере осознать преемственность между Градским и развившимся в последующие десятилетия русским роком. Для меня лично его самой мощной работой и одним из самых высоких достижений русского рока остается вышедший в 1980 году на фирме «Мелодия» альбом «Русские песни», задолго до появления world music осуществивший органичный синтез русского фольклора и рок-музыки.