Репортажи · Общество

Поворот не туда

В Москве изменили 200 маршрутов городского транспорта. Жители сбились с пути

Фото: Иван Жилин / «Новая»

Сюрприз

Вот уже третий день в центре и на юге Москвы 200 автобусных маршрутов ходят не так, как раньше. Некоторые и вовсе изменили нумерацию. Жители Орехово, например, с удивлением обнаружили, что из расписаний пропали знакомые 704-й и 711-й маршруты, на которых можно было добраться до метро и в поликлиники, а вместо них по району начал курсировать непонятный «М78». А бирюлевцы остались без 296-го маршрута, на смену которому пришел «М96».

Изменения планировались давно — с 2016 года, когда в столице запустили проект «Магистраль». По задумке, все городские маршруты будут поделены на три группы:

  • магистральные (с буквами «М» и «Е») — соединяющие спальные районы Москвы с центром города. Буква «Е» будет означать «экспресс», то есть автобус будет пропускать часть остановок.
  • районные — курсирующие внутри одного района или соединяющие два соседних. У этих маршрутов не будет букв.
  • Социальные (с буквой «С») — идущие через поликлиники, МФЦ и пр.

И хотя новации задумывались давно, для многих москвичей перемены стали неожиданными — люди узнали о них прямо на остановках.

И неудивительно: сайт столичной мэрии, и раздел «транспорт» в частности, в каждодневном режиме просматривают далеко не все горожане. О пенсионерах, которые интернетом вообще не пользуются, и говорить не приходится. Поэтому вместо благодарностей соцсети «Московского транспорта» оказались завалены возмущенными возгласами: «Почему нас не спрашивали?», «Верните старые маршруты!», «Конечно, давайте стоять на морозе по 30 минут!».

Вместе с жителями Южного округа Москвы в маршрутах путалась корреспондент «Новой».

В сетях столицы

На остановке у метро «Чертановская» ждут автобуса полтора десятка человек. Мужчина в черном пальто и кепке с острым козырьком недоуменно смотрит на новое расписание и что-то бормочет себе под нос.

— Вер, какой автобус идет до нашего дома?

— «С640», мам.

— Тут такого нет.

— Значит, до дома не доедем.

Подъезжает «С977». Люди заходят, в пустоту спрашивают: «Этот куда едет?». Рассаживаются, но мало кто до конца понимает, куда увезет их новый маршрут. Сзади слышится: «Только бы не тот дебильный автобус, который семь раз поворачивает».

Фото: Иван Жилин / «Новая»

Я доезжаю до конечной. Подхожу к водителю.

— Я не знаю, зачем это. Вопросы к Мострансу, — отмахивается он. — Вроде, чтобы людям удобнее было. Вообще так меньше автобусов выходит, потому что маршрут теперь глобальнее. Я сам пока не понял, как это работает, —  рассказывает водитель.

Сажусь в новый автобус наугад. Женщина в красном пуховике испуганно спрашивает: «До метро доедет?» Молодая девушка рядом утыкается в телефон и говорит: «Доедет до станции «Чертановская».

— Это в «Яндексе» сказали? Как им пользоваться? — возмущается женщина.

Я подхожу к девушке, спрашиваю, поняла ли она, как изменились маршруты?

— Только по «Яндекс.картам» смогла сориентироваться, схему у метро я совсем не понимаю, — говорит она.

В автобусе по громкоговорящей связи звучит: «Привет, я Лера, аналитик магистральной сети…» «Как дать бы этой Лере!» — слышится откуда-то спереди.

Доезжаю до метро «Южная». На остановке сидит девушка. Хочу узнать, какой автобус она ждет.

— Да я обматерить всех готова! — неожиданно резко заявляет она. — Не знаю, какой автобус я жду! Раньше могла отсюда до Бирюлево доехать без пересадки, а сейчас это невозможно. Моя мама живет на Кировоградской, от ее дома до меня три автобуса ходило, сейчас один, и тот поменял маршрут. Как пенсионерам добираться? Я в свои 20 лет ничего не понимаю, а им как в этих схемах разбираться?

Некоторые пассажиры, впрочем, говорят, что схемы новых маршрутов как-то раздавали у метро. Также эти схемы висят у входов в метрополитен. Молодой парень, представившийся Олегом, говорит, что он, кажется, «почти понял схему».

— Некоторые цифры у старых и новых автобусов совпадают, — говорит он.

Решаем испытать его теорию. Садимся в автобус, думая, что это старый 28-й маршрут, и — уезжаем не туда.

— Ну, здорово, что схемы есть, — Олег не теряет оптимизм. — В какой-то момент мы разберемся в новых автобусах. Правда, зачем это сделали?

— Я десять дней разбиралась в новых схемах нашего района. Сейчас я более-менее понимаю и могу это объяснить родственникам. Это потому что я за обновлениями Мостранса следила. Но люди заходят в автобус с бешеными глазами с вопросом, куда они едут. В нашем районе на деле мало что изменилось — только названия и маршруты. Но запоминать все заново — проблема. Потому что теперь, если люди пойдут на старую остановку, они уедут не на Пролетарку, а на Нагатинскую, — исправление такой ошибки займет полдня, — рассказывает жительница Нагатинского затона Наталья.

Она рассказывает, что многие пенсионеры ездили на 670-м маршруте в один из «бюджетных супермаркетов». Но теперь этот маршрут сокращен.

— Таким образом, хороший бюджетный ТЦ полностью отрезан от транспорта. Теперь у пенсионеров нет возможности доехать с комфортом, ведь никто не будет вызывать такси. Видимо, теперь они должны пешком ходить с сумками. Я писала по этому поводу отзывы и жалобы в Мостранс и Дептранс. Реакции нет.

На юге Москвы количество поменявшихся маршрутов гораздо больше, чем в центре. Жители ЦАО отзываются о нововведении гораздо нейтральнее, чем на юге столицы.

— Новость о том, что маршруты поменяют, пришла давно, мы с парнем узнали об этом из интернета. Но я так и не смогла разобраться. Заметила, что путь автобуса «М» продлили. В целом, все мои обычные маршруты остались такими же. Я трачу на дорогу столько, сколько и раньше, — рассказывает Анастасия, живущая на Якиманке.

— Мой автобус пропал с карт. Появился новый. О том, что произошла смена маршрутов в моем районе, меня оповестили уже 20 ноября. Уведомление пришло от приложения «2ГИС». Я не понимаю, как добираться. Но один автобус старого маршрута сохранился, — говорит москвичка, живущая близ станции метро «Баррикадная».

Фото: Иван Жилин / «Новая»

Благими намерениями

В самом Департаменте транспорта Москвы считают, что нововведение позволит москвичам экономить время, а также сделает проезд в разы комфортнее.

«Новая маршрутная сеть построена по таким принципам:

– Объединение дублирующих маршрутов. Там, где раньше работали два похожих маршрута с редким интервалом движения, теперь будет один, но «частый». Таким образом пассажиры будут меньше ждать на остановке.

– Запуск новых быстрых магистральных маршрутов. Это те маршруты, которые везут пассажиров из конкретных районов Москвы в центр. Они ходят по самым загруженным улицам и вылетным магистралям, где вдоль них не проходят станции метрополитена.

– сохранение связей между важными социальными объектами: поликлиниками, школами, МФЦ», — заявили в Департаменте транспорта.

В ведомстве подчеркнули, что основная цель нововведений — сделать маршруты понятными и удобными для пассажиров.

«Что касается нумерации, то в Москве использовалась исторически сложившаяся нумерация, в которой отсутствовала логика. <…> Мы провели исследование, где показывали людям схемы маршрутов с разной нумерацией. Оказалось, что обозначение зон по первой цифре понятнее всего. <…>

Предложения жителей по новым маршрутам и изменениям мы собирали на протяжении нескольких лет, анализировали их. Кроме того, предварительная карта изменений маршрутной сети была опубликована на Едином транспортном портале 7 октября. На протяжении месяца мы собирали комментарии жителей и вносили изменения. Жители прислали четыре тысячи своих предложений и замечаний, часть уже удалось учесть, часть мы продолжаем анализировать. Сейчас схемы висят на всех остановках, где есть изменения, а волонтеры помогают жителям ориентироваться в новой сети».

Планируется, что к середине 2022 года новая схема московского транспорта охватит все районы столицы. И в перспективе она действительно должна расставить многое по местам: где бы ты не находился, ты будешь знать, что на маршруте с буквой «М» уедешь до центра города, а с буквой «Е» доберешься быстрее. Но пока москвичи в новой схеме преимущественно путаются. И проблема здесь не в самих маршрутах, а в разнице миров, в которых живут люди, меняющие жизнь города, и люди, сталкивающиеся с переменами. Первые живут в европейских реалиях, где, чтобы узнать о нововведениях, нужно скачать приложение или просто читать lifestyle-издания. А вторые — и интернетом-то до сих пор не всегда пользуются. Вспомните — ведь так уже было, когда в столице вводилась электронная запись в поликлиники, и сотни бабушек не понимали, почему их «разворачивают» в регистратуре. Но потом-то все привыкли!

Как соединить маршруты принимающих решения с маршрутами тех, для кого решения принимаются, — вот важный вопрос для властей. И не только московских.