Вся страна недавно как будто телепортировалась в саратовскую больницу ФСИН, где заключенных садистски насиловали шваброй. Человек не может не примерять на себя то, от чего никто не застрахован: каждого могут схватить и предъявить что угодно — механический перепост в соцсетях, не указанную ссылку или, например, убийство Мертвого моря.
Большую часть истязателей, пытавших осужденных, просто уволили с работы, то есть оставили на свободе, а ректора Шанинки Сергея Зуева по экономической статье поместили в СИЗО. Несмотря ни на что — болезнь, недавно перенесенную операцию, несовершеннолетнего ребенка-инвалида, привязанного к нему всем сердцем, престарелых родителей.
Примерно в это же время в СИЗО отправили беременную женщину Лилию Чанышеву, а еще через день-два стали собираться тучи над Международным Мемориалом и Правозащитным центром «Мемориал» (внесены в список иноагентов).
Вопиющая несправедливость и ничем не оправданное насилие привели людей, которые за годы пандемии и без того стали более уязвимыми, к паническим реакциям. Не только сверхвпечатлительные френды в соцсетях, но и вполне харизматичные личности стали говорить о растерянности и абсолютном непонимании — что можно сделать, когда на тебя летит каток? Они пишут: «Все было на песке, все сыплется, нам говорят — «не живите!!!»
Это все уже не «выученная беспомощность» — это реальное положение дел. Ничего не делать — терять самоуважение. А что можно сделать? «Если я выйду на улицу с плакатом, значит, должен быть готов, что меня в итоге унизят, покалечат, изнасилуют. А я к этому не готов, не все люди герои. А главное, ни на что это не повлияет, я это понимаю. Но это не утешает, потому что именно так и начинается выгорание, когда ты сделать ничего не можешь», — написал известный человек и собрал около тысячи лайков.
События, которые нас разрушают, — можно ли на них не реагировать, не теряя самоуважения? И как на них реагировать, если ты не можешь повлиять? Я прошу поговорить об этом известных психологов и психотерапевтов: как нам всем с этим жить?