«Если будешь там со своими бандеровцами… Смотри, со своей головой назад отсюда не уедешь», — сказал мне старик Иламаз шесть лет назад.
И шесть лет ровно я в его доме не появлялся. Мало ли что.
Сегодня я впервые переступил его порог. Недовольство забыто, мы снова друзья. Но память о сказанном, о прочувствованном холодке на спине осталась.
Вендетта (по-свански «лицври») и медиаторы из числа старейшин —(«махшви») — вот два слова из сванского лексикона, которым меня и обучил старик Иламаз, озабоченный «бандеровцами» на моей родине, кажется, больше, чем потенциальной «вендеттой» на собственной.
Как-то раз я спросил этого махшви о кровных счетах.
Сколько быков давали раньше вместо отступного, если проливалась кровь мужчины? А сколько — если женщины? Как решались такие споры, если стороны все же пытались пойти на мировую? Как долго может тянуться спор?
Любопытно, что женщины здесь часто сами выступали медиаторами, или махшви, становясь одними из наиболее эффективных третейских судей: неприкосновенные, согласно традиции, они могли останавливать споры, разнимая конфликтующие стороны.
«Женщина — неприкосновенное здесь. Убить женщину? Для свана это бесчестье. Не принято у сванов это — иначе над мужчиной будут все смеяться! Если же медиаторы мирили две семьи, то за убитого мужчину платили 20 быков, а за женщину — 40 быков обязан был бы виновник отдать».
Преподаватель русского языка и один из самых уважаемых махшви этого края, старик Иламаз всегда был противником сделок на крови.
«За кровь должна быть кровь. Или примирение — безо всяких откупов», — сухо отвечал он.
Сванетия — это как итальянская Сицилия. Здесь в каменных башнях привыкли прятаться от соседей, связанных узами кровной мести. Делали это те же люди, что еще вчера сообща встречали общих врагов.