10 ноября Кировский районный суд Уфы арестовал экс-координатора местного штаба Навального* Лилию Чанышеву по делу о создании «экстремистского сообщества» (ч. 1 ст. 282.1 УК). 39-летняя Лилия предполагает, что незадолго до задержания забеременела. Об этом она сама рассказала суду. Следствие и суд не приняли этот аргумент — в ходатайстве об аресте указано, что Чанышева «может скрыться или воспрепятствовать производству по делу». Теперь, вероятнее всего, она поедет в СИЗО в Москве, так как ее дело — об «экстремистских» структурах Навального — находится на контроле у центрального аппарата СК. И Лилия в этом деле — первый реально арестованный фигурант.
Чтобы заключить Лилию под арест, следствие принесло целую кипу документов, но содержательных материалов там не было вообще, уверяет адвокат экс-координатора штаба Навального Владимир Воронин:
«Там большое количество процессуальных документов о возбуждении и соединении уголовных дел. Дальше идут осмотры соцсетей Лилии». К ходатайству прикрепили и фотографии Чанышевой — с плакатами, на митингах или с Алексеем Навальным.
«Это не какие-то фотографии, где она, я не знаю, избивала бы сотрудников правоохранительных органов»,
Активистка заявила, что, возможно, находится на ранних стадиях беременности, но удостовериться в этом не успела — еще во вторник у нее провели обыск и после задержали до суда. Даже если беременность подтвердится, для суда это не станет обязательным условием освобождения активистки из-под ареста — в законодательстве нет категоричного запрета на отправку женщин в СИЗО и колонии, если они беременны.
Рано утром во вторник параллельно с обыском у Чанышевой силовики пришли к 11 активистам в Кемеровской области и Башкортостане. Некоторых отпустили после допроса в качестве свидетелей, с Рустема Мулюкова, который проходит подозреваемым по делу об «экстремистском сообществе», взяли подписку о невыезде.
Дело, по которому Чанышеву отправили в СИЗО, не новое. В конце сентября против Алексея Навального возбудили дело о создании экстремистского сообщества и руководстве им (ч. 1 ст. 282.1 УК). По нему же проходят соратники политика Леонид Волков и Иван Жданов, Чанышевой вменяют в вину ту же часть той же статьи, Любови Соболь, Георгию Албурову, Руслану Шаведдинову, Вячеславу Гимади, Павлу Зеленскому, Рустему Мулюкову — часть 2, то есть участие в экстремистском сообществе. Этому предшествовало признание Мосгорсудом 9 июня Фонда борьбы с коррупцией (ФБК)*, штабов Навального и Фонда защиты прав граждан* экстремистскими и запрет их деятельности на территории России.
В материалах, которые представило следствие на суде об избрании Чанышевой меры пресечения, есть допросы двух свидетелей по делу. Один из них — волонтерка штаба в Уфе, просто подтвердившая объективные факты — что в Уфе был штаб Навального, что Лилия его возглавляла до ликвидации из-за признания экстремистской организацией, что они ходили на митинги. Второй допрошенный свидетель — волонтер штаба Навального из Челябинска, от которого до Уфы — более 400 километров. Воронин отмечает, что свидетеля спросили, знаком ли ему кто-то из указанных в документах людей, на что челябинский волонтер ответил: «Да, я знаю Чанышеву, это координатор штаба в Уфе».
«Человек из другого региона, из другого штаба, которого спрашивают про Челябинск, что происходит в Челябинске, как проходят митинги. Какое этот человек имеет отношение к Уфе и к Чанышевой — совершенно непонятно», — говорит защитник.
По словам адвоката, в документах следствия фабула дела изложена довольно примитивно: Чанышева была координатором штаба Навального; далее пересказывается история создания Навальным ФБК и приводится сводка о деятельности фонда.
В конце — вывод: вот поэтому активистка тоже причастна к экстремистской деятельности.
«По сути вместо Чанышевой можно подставить любого координатора любого штаба, вместо Уфы подставить нужный город, и с точно с такой же фабулой ездить по городам и предъявлять обвинения всем. Там нет основного — в чем конкретно состояли действия конкретной Чанышевой, которые как-то сопряжены с экстремизмом», — объясняет Воронин.
Активистку этапируют в Москву — она будет под стражей в столичном СИЗО-6. В Уфе Чанышеву оставлять не планируют, так как расследованием дела об экстремистском сообществе занимается Центральный аппарат СК — так экс-координатор штаба уфимского штаба Навального будет ближе к месту, где проходит расследование дела.