Сюжеты · Политика

Месть трухлявого прошлого

19-летний студент химфака БГУ, публично отказавшийся от именной стипендии Лукашенко, седьмой месяц сидит в СИЗО по обвинению в экстремизме

Ирина Халип , Собкор по Беларуси

Артем Боярский. Скриншот

Артем Боярский — один из тысяч. Артем Боярский — уникален. Ему 19, и он, как тысячи других белорусов, сидит в тюрьме и ждет суда. Он талантливый юный химик, принятый в Белорусский государственный университет без экзаменов как победитель олимпиад, и четырехкратный стипендиат президентского фонда по поддержке талантливой молодежи. Правда, от этого звания и стипендии он публично отказался год назад — и вот таких в стране единицы. А может, и вообще только Артем.

47 членов РАН, подписавшие открытое письмо в защиту Артема Боярского белорусскому генпрокурору и председателю Минского городского суда, сформулировали это так: «Молодые ученые — будущее науки и будущее государства». Верно. Но проблема в том, что люди, которые сажают молодых смелых ученых, — это трухлявое прошлое, готовое тащить в свой могильный склеп всех, кто дышит и мыслит свободно. 

В первый раз Артему Боярскому повезло: его только посадили, но не отчислили из университета. 16 ноября прошлого года он участвовал в Марше пенсионеров — не удивляйтесь, в акциях пожилых людей всегда участвовала и молодежь — для поддержки и помощи. А благополучные джентльмены средних лет на дорогих автомобилях дежурили возле конечных пунктов маршрута, чтобы потом развозить пенсионеров по домам. В общем, белорус белорусу белорус. И не только белорусу — на тот марш Артем Боярский пришел с флагом Хабаровска. «От Хабаровска до Бреста диктатуре нету места!» — вы же помните этот лозунг, правда?

Артем Боярский на митинге с флагом Хабаровска

Артема задержали вместе с хабаровским флагом после марша. 

Его затащили в микроавтобус, а там начали избивать и требовать пароль от телефона. Пароль выбили, телефон исследовали, ничего не нашли.

И посадили на 15 суток за участие в несанкционированном мероприятии. 

Свой первый административный арест Артем Боярский отбыл сначала в Минске — в уже ставшей, к сожалению, знаменитой тюрьме на Окрестина, — затем был этапирован в Барановичи. В Минске тогда не хватало камер, и многих осужденных по «административкам» развозили по районным центрам. Сокамерники рассказывали, как играли в слова, и Боярский всегда загадывал сложные химические термины. Выйдя из тюрьмы, Артем с удивлением узнал, что его не отчислили. И это действительно было редким везением: обычно студентов, задержанных на акциях, немедленно отчисляли. 

На марши он больше не ходил, и даже микроавтобусы без опознавательных знаков на улице вызывали у него панические атаки. Артем вернулся на лекции и в общежитие, зимой блестяще, как всегда, сдал сессию. В общежитие за ним и пришли рано утром 24 марта. Больше он туда не вернулся. 

Всех обитателей комнаты в общаге положили лицом вниз. Забрали только Артема. В тот же день пропагандистские телеграм-каналы распространили покаянное видео, где испуганный юноша говорит, что является администратором экстремистского телеграм-канала и чата «Мая краіна Беларусь». Позже Артем признается адвокату, что для записи этого «признания» его избивали. 

Студенту дали 25 суток за участие в несанкционированной акции, которой не было, и отправили в Жодинское СИЗО.

На следующий день после ареста Артема в телеграм-канале «Мая краіна Беларусь» появилось сообщение: «В телеграме распространяется ролик, что якобы вчера задержали нашего администратора. Но прикол в том, что мы не знаем, кто это такой, и никаким администратором в нашем канале этот человек никогда не был. На самом деле каратели похитили студента химфака Артема Боярского. 24 марта около 07:40 за ним пришли. Его пытали, дали заученный текст, чтобы «признался», что он наш администратор… А мы напомним, что нашу действительную редакторку Ирину Счастную сразу же задерживали по уголовному делу. А ведь тогда МКБ не был признан экстремистским по отношению к режиму Лукашенко. К слову сказать, кроме Ирины, все наши админы давно находятся в безопасности. Поэтому не верьте дешевым фейкам!»

Ирина Счастная, приговоренная к четырем годам лишения свободы. Фото: prisoners.spring96.org

И это действительно так: Ирина Счастная была арестована 18 ноября прошлого года, когда Артем Боярский отбывал свой первый административный арест. Ирину обвинили в организации массовых беспорядков. Составом преступления посчитали ведение телеграм-каналов, в том числе «Мая краіна Беларусь». В пресс-релизе МВД после задержания Ирины было написано, что она «является администратором деструктивных телеграм-каналов «Мая краіна Беларусь», «Беларусь 24», «Баста», «Беларусь головного мозга» и «Элехтарат». Также установлено, что женщина управляла пабликом «Европейская Беларусь» и активно сопровождала его в соцсетях». Ирину Счастную приговорили к четырем годам лишения свободы. Сейчас она отбывает наказание в гомельской колонии — с десятками других женщин-политзаключенных, из которых уже, наверное, можно создавать отдельный отряд.

А Артем Боярский после своего второго административного ареста на свободу не вышел — 16 апреля его перевели в минское СИЗО и предъявили обвинение по статье 361-1 УК Беларуси: «Создание либо руководство экстремистским формированием». Следствие по делу Ирины Счастной к тому времени уже две недели как было завершено и направлено прокурору. А телеграм-канал «Мая краіна Беларусь» к тому времени несколько месяцев администрировался из-за границы. 

Санкция по статье 361-1 предусматривает от 3 до 7 лет лишения свободы. Кстати, само определение экстремистского формирования появилось лишь в мае нынешнего года, после подписания Лукашенко законопроекта «О противодействии экстремизму». А сама статья появилась в Уголовном кодексе еще в 2016 году. 

То есть определения еще не было, а статья была и даже предъявлялась — не только Артему, кстати.

Эта статья фигурировала и в обвинении Максиму Знаку и Марии Колесниковой. 

И еще немного занимательной арифметики. Следствие по делу Артема Боярского было завершено и передано в прокуратуру 8 октября. А телеграм-канал «Мая краіна Беларусь» был признан экстремистским формированием 27 октября. Тогда о каком экстремистском формировании вообще шла речь в обвинении? Наверное, о том же, к которому относятся тысячи сидящих за решеткой белорусов — тех, кто ходил на марши протеста, читал новости в альтернативных источниках, пил с соседями чай во дворах, вывешивал на балконе национальный флаг, ставил лайки или просто мимо проходил. Это экстремистское формирование называется «белорусский народ». 

Артем Боярский

Открытое письмо Клуба «1 июля» по поводу преследования А.Ю. Боярского


Генеральному Прокурору Республики Беларусь

Государственному Советнику Юстиции

Андрею Ивановичу Шведу

Председателю Минского Городского Суда

Татьяне Викторовне Тупик

Открытое письмо

Мы глубоко обеспокоены продолжающимся преследованием нашего коллеги Артема Юрьевича Боярского.

Артем Юрьевич Боярский, в 2019 году начавший обучение на химическом факультете Белорусского государственного университета, лауреат стипендии президента Республики Беларусь, арестован 24 марта 2021 года, обвинен по статьям 361-1 ч. 1 УК РБ «создание экстремистского формирования», 342 ч. 1 УК РБ «организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок», исключен из университета.

С марта 2021 года Артем Боярский находится в СИЗО. Ему не передают учебники, не доставляют письма, не оказывают необходимую медицинскую помощь. Особую тревогу вызывают сообщения о том, что в заключении Артем Боярский подвергался избиениям.

Молодые ученые — будущее науки и будущее государства.

Мы призываем прокуратуру и суд к справедливому и непредвзятому ведению дела.

Мы просим суд освободить Артема Боярского из-под стражи.

Мы продолжаем внимательно следить за развитием дела Артема Боярского.

А.Е. Аникин, академик РАН

Ю.Д. Апресян, академик РАН

П.И. Арсеев, член-корреспондент РАН

А.А. Белавин, член-корреспондент РАН

Е.Л. Березович, член-корреспондент РАН

Е.А. Бонч-Осмоловская, член-корреспондент РАН

А.Б. Борисов, член-корреспондент РАН

С.А. Бурлак, профессор РАН

А.И. Буфетов, профессор РАН

М.М. Глазов, член-корреспондент РАН

Н.П. Гринцер, член-корреспондент РАН

М.В. Данилов, академик РАН

А.В. Дворкович, член-корреспондент РАН

А.С. Десницкий, профессор РАН

А.В. Дыбо, член-корреспондент РАН

В.Е. Захаров, академик РАН

А.В. Иванчик, член-корреспондент РАН

А.И. Иванчик, член-корреспондент РАН

И.М. Индрупский, профессор РАН

Ю.А. Костицын, академик РАН

А.А. Котов, член-корреспондент РАН

Я.В. Кудрявцев, профессор РАН

Е.А. Кузнецов, академик РАН

И.Ю. Кулаков, член-корреспондент РАН

А.Г. Литвак, академик РАН

А.А. Масчан, член-корреспондент РАН

Р.В. Мизюк, член-корреспондент РАН

А.М. Молдован, академик РАН

И.И. Муллонен, член-корреспондент РАН

А.К. Муртазаев, член-корреспондент РАН

А.А. Пичхадзе, член-корреспондент РАН

В.В. Пухначёв, член-корреспондент РАН

А.Б. Пушкарев, профессор РАН

В.И. Ритус, член-корреспондент РАН

Н.Н. Розанов, член-корреспондент РАН

В.А. Рубаков, академик РАН

А.А. Саранин, член-корреспондент РАН

О.Н. Соломина, член-корреспондент РАН

А.А. Старобинский, академик РАН

С.М. Стишов, академик РАН

Р.А. Сурис, академик РАН

С.М. Толстая, академик РАН

А.Л. Топорков, член-корреспондент РАН

Ф.Б. Успенский, член-корреспондент РАН

Е.А. Хазанов, академик РАН

А.В. Чаплик, академик РАН

Д.Г. Яковлев, член-корреспондент РАН