Вместо эпиграфа мне хочется вспомнить одну деталь из публикации в нашей газете — о приезде в Россию классика венгерского и мирового кинематографа Иштвана Сабо.
Из досье. «Поем вместе куплет «Темной ночи», потом «Полюшко-поле». «Русским всегда особенно хорошо удавались военные песни», — задумчиво замечает он…» (Лариса Малюкова. «Мефисто и фауст-патрон. Прогулка по Москве с Иштваном Сабо, режиссером «Мефисто», «Полковника Редля», «Хануссена». «Новая газета», 14–17.4.2005 г.).
Да, это так, нам действительно особенно удаются песни и стихи о войне. Почему? Да потому, что «военные» эти песни и стихи только внешне, а на самом деле они вовсе не о войне — о чем-то более глубоком и сокровенном в природе человека.
Русская литература, отечественное искусство никогда не воспевали войну. Даже тогда, когда звали встать на защиту родины. Когда Юлию Солнцеву, известную актрису, потом ставшую и первой нашей женщиной-кинорежиссером, жену и соратницу Довженко, однажды в Италии спросили: «Почему у вас так много фильмов о войне?» — она ответила: «Потому что мы много думаем о мире».