Сюжеты · Общество

По анонимному звонку

Конфискован тираж газеты, арестован владелец издания

Ольга Васильева , специально для «Новой»

Об этой истории, которая далеко не закончилась, уже рассказали многие региональные и федеральные СМИ, в том числе и «Новая газета». Случай беспрецедентный: дважды — 30 и 31 октября — по дороге из ростовской типографии был изъят тираж краевой ставропольской газеты «Открытая. Для всех и каждого».

30 октября сотрудники полиции под Новоалександровском остановили автомобиль и забрали весь тираж без всякого оформления, что категорически запрещено законом, а те, кто с угрозами забирает груз без оформления, зовутся грабителями.

На второй день, 31 октября, повторно отпечатанный тираж забрали уже вместе с машиной, при этом машина ехала по другой дороге, и арестовали ее соответственно в другом районе, в Красногвардейском. В этот раз тираж вез учредитель и владелец «Открытой газеты» Владислав Леонтьев. По команде гаишников он остановился, вышел… А когда он, юрист по образованию, узнал, что у него хотят изъять газету и опять без всяких документов, отказался открывать машину. Ни протокола, ни акта изъятия не составлялось, ни пересчета газет, ни сверки соответствия типографским документам, по которым перевозился груз… А ведь это материальная ценность, товар, за который заплачены большие для редакции деньги.

С места остановки газету вместе с машиной увезли на эвакуаторе, а самого Владислава Леонтьева задержали за «неисполнение законных распоряжений представителей полиции» и отправили в ИВС до суда. Никаких протоколов об изъятии тиража и автотранспорта подписать Леонтьеву не дали. Никаких свидетелей (посторонних лиц, не работающих в органах МВД) во время изъятия не было.

Основанием своих действий правоохранители назвали… анонимный звонок!

А именно: неизвестный гражданин заявил, что в машине могут перевозиться листовки экстремистского содержания. Кстати, впоследствии из официальных сообщений полиции слово «экстремистский» исчезло, его заменили словосочетанием «деструктивный характер».

Редакция считает это «основание» абсурдным. Во-первых, анонимные обращения в полицию не рассматриваются и проверке не подлежат — это много лет прописывается в различных приказах министра внутренних дел. Во-вторых, каким образом звонивший аноним мог предвидеть, когда и по какой дороге поедет машина с очередным тиражом «Открытой», и знать о содержании номера, который в продажу еще не поступал?!

Газета уже сделала запрос по этому таинственному звонку и будет добиваться его рассекречивания, чтобы подать заявление по признакам преступления (статья 306 Уголовного кодекса РФ — «Ложный донос»). В редакции уверены: их телефоны прослушиваются, и прослушка и история с тиражом носит заказной характер. В подтверждение этого еще довод: на место задержания учредителя лично прибыл начальник отдела ЦПЭ (Центра противодействия экстремизму) ГУ МВД Артур Кипкеев, причем прибыл на машине без номерных знаков. И снова нет никакого постановления ни об изъятии тиража, ни об эвакуации машины на штрафстоянку полиции, причем вместе с ключами.

1 ноября судья Красногвардейского райсуда Василий Непомнящий, поместивший под административный арест на 15 суток владельца издания Владислава Леонтьева, беззакония в этой истории не увидел. Не вспомнил он об обязательных в данном случае постановлениях следователя или суда об изъятии автотранспорта и тиража стоимостью почти 300 тыс. рублей, не вспомнил про автомобиль, будто его и не было в природе.

А между тем машина была доставлена на штрафстоянку полиции, ключи к ней — тоже у полиции. 2 ноября в село Красногвардейское приехала супруга Владислава с намерением передать мужу необходимые вещи и услышала невинное: «Вы когда заберете свой автомобиль?»

«Это как понимать?! Забрали по-бандитски, отдают обратно по-пацански? А где гарантия, что не оформят как угон? А где гарантия, что в салон не подкинули наркотики или патроны, которые сами же и найдут через пять минут?.. А если не забрать — не пропадет ли неоформленная машина со стоянки?» — пишет газета, анализируя ситуацию. Между тем в полиции, в отсутствие владельцев, автомобиль вскрыли, забрали газеты.

Кто же этот аноним, руководящий полицией? Заказчик, по свистку которого раз за разом изымают тираж, организовывают прослушку и арестовывают владельца газеты?

Судя по максимальному наказанию для Владислава, который дал судья Непомнящий, заказчик высокий. Авторы газеты проанализировали решения этого судьи за несколько лет, вынесенные по отношению к административным нарушителям. Они были мягкими. Неработающим, неоднократно привлекавшимся к административной ответственности, задержанным в состоянии опьянения, не подчиняющимся законным приказам полиции… присуждали штрафы до двух тысяч рублей. А работающему человеку с высшим юридическим образованием, трезвому и с безупречной репутацией судья лепит максимальные 15 суток? Кстати, адвоката на процесс к Владиславу Леонтьеву не допустили. На это решение судьи Непомнящего уже подана апелляционная жалоба.

Читатель сам может предположить, кто является заказчиком, прочитав материалы конфискованного номера, который выложен на сайте «Открытой». (№ 44 за 1–15 ноября 2021 года)

Те, кто постоянно читает эту газету и уже полгода следит за попытками рейдерского захвата колхоза «Россия», заметят: конфискованный номер отличается только акцентом на беспредел силовиков. На прошлой неделе в один день прошли обыски и допросы сразу нескольких рядовых станичников — испуганные старики и плачущие дети, унижения тружеников племколхоза… Обыски прибавились к фактам мошенничества, подлогов, фальсификаций, насилия, травли, оговоров — всему арсеналу, который идет в ход при захватах крестьянской земли офшорной компанией.

Газета поименно называет следователя, руководящего обысками, и того, кто ему отдает приказы.

Полковник полиции в отставке и московские адвокаты, вставшие на защиту станичников, рассказывают в номере, чего на самом деле добиваются силовики. Последние очень боятся общего собрания, которое колхозники СПК «Россия» собираются провести 25 ноября и которое должно решить его судьбу. Племколхоз зачищают от активных колхозников с тем, чтобы к решающему дню станичники пребывали в состоянии подавленности и страха, чтобы даже не нашлось тех, кто решился бы провести собрание.

Умышленные антиконституционные действия, пишет газета в конфискованном номере, — прямое следствие политики губернатора Ставрополья Владимирова, способствующего этой рейдерской компании.

Редакция «Открытой» отправила материалы этого номера со свидетельствами людей, подвергшихся незаконным репрессиям, Д. Вельможко, исполняющему обязанности начальника краевого ГУ МВД, и А. Лоренцу, прокурору Ставропольского края. По Федеральному закону «О СМИ» запрос информации они должны рассмотреть и ответить на него в течение семи дней.

Ольга Васильева
специально для «Новой»,
Ставропольский край