Справка «Новой»
Кирилл Миллер — ленинградский и петербургский художник. Родился в 1959 году в Ленинграде. В СССР провел более 30 персональных выставок. Работал художником рок-группы «АукцЫон». Регулярный участник выставок в составе художественных объединений «Митьки» и «Колдовские художники». Лауреат петербургской премии в области культуры «Люди нашего города» в номинации «Художник года» (2000).
27 октября художника Кирилла Миллера вызвали в петербургское Главное следственное управление для дачи объяснений по поводу «возможного оскорбления погибших в Великой Отечественной войне», якобы запечатленных на его картине «Живые и мертвые». Только накануне, около 18 часов 26 октября, председатель СК РФ Александр Бастрыкин распорядился, чтобы коллеги в Северной столице провели проверку по обращению граждан, пожаловавшихся главе ведомства на мастера, возмутившего их своим произведением. В тот же вечер в галерею, где выставлялся данный экспонат, пришли следователи.
На картине, которую сам автор назвал «Живые и мертвые», изображена толпа живых людей, несущих над своими головами портреты мертвых. Полотно, по мнению художника, имеет глубоко философский смысл и символизирует принятие смерти.
Картину Миллера представили на выставке в петербургской галерее «Свиное рыло» еще в начале сентября. Тогда же организаторы культурного мероприятия запустили рекламу экспозиции в соцсетях. И сети немедленно вскипели. Там произведение Миллера сразу переименовали: кто-то (до сих пор не выяснено, кто) заявил, что картина «Живые и мертвые» называется «Нетленный полк — 2». Новое название тут же вызвало понятные ассоциации.
«Работа художника представляет собой аллюзию на гражданско-патриотическую акцию «Бессмертный полк», представленную в карикатурно-глумливом ключе: на картине изображено шествие, на котором фотопортреты ветеранов — участников Великой Отечественной войны заменены на стилистические фигуры скелетов, мумифицированные останки черепа человека», — выступили с обращением на своем сайте представители Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России».
В тематических пабликах во «ВКонтакте» и на страницах Кирилла Миллера в соцсетях его принялись обвинять в реабилитации нацизма.
— Уровень агрессии зашкаливал: «морду набить», «разнести», «поджечь», «растерзать», «убить», «стереть с лица земли», — сказал Миллер в интервью «Новой».
— Судя по стилю угроз, писали люди дикие, неразумные. Картина возбудила именно неразумных. Они почему-то увидели там ветеранов.
Но если бы я хотел на этом полотне изобразить ветеранов, я бы обязательно допустил какой-то элемент символики. Но в этой работе такой символики нет. Эта картина вне времени. Она о жизни и смерти. Я — человек немолодой, приходится о таких вещах задумываться. Хотелось поделиться мыслями о том, что жизнь быстротечна, что она может пролететь так скоро, что и оглянуться не успеешь, и ты поймешь, что потратил жизнь зря. Я именно эту тему акцентировал.
Выставка задумывалась как остросоциальная. По мнению ее организаторов, многие работы, представленные в галерее «Свиное рыло», могли вызвать общественный резонанс. В других случаях посетители реагировали на произведения современных авторов эмоционально, но не теряя здравого смысла. Реакция на картину Миллера в интернете на этом фоне показалась спланированной провокацией. Но дирекция галереи решила не разжигать страсти: когда разразился скандал, полотно «Живые и мертвые» из экспозиции удалили. И организаторы, и художник посчитали, что инцидент исчерпан. Но ошиблись.
После объявления Бастрыкиным доследственной проверки выяснилось, что 22 октября члены общественного движения «Бессмертный полк России» обратились за правовой помощью в Московскую коллегию адвокатов Павла Астахова. А тот распространил в интернете собственное видеообращение с призывом организовать подачу типовых жалоб в СК РФ. Помимо эмоционального обращения к аудитории юристы подготовили и выложили в сети образцы заявлений в СК и прокуратуру, а также инструкцию, как ими пользоваться: где, какие данные проставить, на какой адрес отправить.
— Даже думать не надо, только кнопки нажимай. Насколько я знаю, жалобщики взяли СК РФ количеством жалоб: просто завалили ведомство ими, поэтому Бастрыкину и пришлось отвечать, — резюмирует Миллер. — Но мне очень понравилось, что со стороны следователя, который меня опрашивал, я никакой агрессии не увидел. Он лишь выполнил свою работу. Дежурный опрос. Напоследок сказал: «Дальше, как Москва распорядится — так и поступим».
Как сообщили «Новой» в ГСУ СК РФ по Петербургу, процессуальное решение по итогам проверки должно быть принято в течение ближайших десяти дней. Но независимо от выводов, которые сделают следователи, художник уверен, что подобные нападки на культуру и искусство пора обсуждать публично и широко.
— Это уже не только меня коснулось, — говорит Миллер. — История с Ахеджаковой, с Моргенштерном, которых тоже не так поняли. Я просто попал в этот водоворот. Похоже, сейчас эту тему прокачивают, прощупывают, как можно приструнить свободного художника. Пытаются любыми способами задавить, придушить культуру. По моему мнению, начался антикультурный процесс.
— Претензии к Миллеру возникли, поскольку сейчас существует тренд «обижаться» и ущемляться. Плюс к этому название, которое дали картине в соцсетях, отсылало к очень щепетильной для постсоветского пространства теме войны и ее жертв. Даже если это была провокация, никакого нарушения закона я не вижу. Есть повод задуматься. Категоричность всегда не к добру. Спорные вопросы можно обсудить за круглым столом, но точно не в кабинете следователя и не в зале суда.
С похожими ситуациями сегодня искусство сталкивается постоянно. Следуя этой логике, мы можем предъявить претензии к очень многим художникам, и даже к Микеланджело с его «Страшным судом», где праведники изображены тоже спорно.
— Картина называется «Живые и мертвые». То, что в интернете разошлось и укрепилось название «Нетленный полк» — полный бред. Миллер эту картину нарисовал очень давно, лет двадцать назад, когда еще никакого «Бессмертного полка» в помине не было. Я эту картину помню. В целом у Миллера была большая серия работ с плакатами. Но ни эта картина, ни вся серия никакого отношения к «Бессмертному полку» не имеют.
Видимо, кому-то хочется постоянно вызывать чувство неприязни, на этот раз — к художникам. События, происходящие сегодня с Миллером, — глупость. Но если это спланированная глупость, то это надо прекращать. Иначе это приведет к натуральной травле деятелей культуры и искусства.