Новости · Общество

«Би-би-си»: рекламная кампания «20 идей по развитию России» может быть связана с бизнесменом Дмитрием Давыдовым из Казахстана. На родине он стал фигурантом дела о букмекерской конторе «Олимп»

Русская служба «Би-би-си» предположила, что за рекламной кампанией «20 идей по развитию России», которая за несколько месяцев собрала десятки миллионов просмотров в интернете, может стоять бизнесмен Дмитрий Давыдов из Казахстана. Об этом говорится в новом материале журналиста «Би-би-си» Андрея Захарова*.

Некоего Дмитрия Давыдова, указанного в качестве автора списка идей для развития России, никогда никто не видел. Его называют «главной медиамистификацией России». Журналист «Би-би-си» Андрей Захаров предположил, что к его идеям может быть причастен реальный казахстанский бизнесмен Дмитрий Давыдов. На это указывают несколько косвенных признаков:

  • Бизнесмен может располагать необходимыми средствами для финансирования масштабной рекламной кампании. У себя на родине он занимался букмекерским бизнесом и руководил компанией «Олимп», которая занимала до 70% рынка спортивных ставок в стране до проблем с властями. На родине на Давыдова завели уголовное дело, в связи с которым власти требуют у него уплаты 16 млрд рублей в бюджет страны. Кроме того, его бывшему партнеру по бизнесу Жауырову принадлежит квартира в центре Москвы за полмиллиарда рублей.
  • Автор «20 идей» ссылается на опыт, которым потенциально может обладать Давыдов из «Олимпа». В своих идеях автор часто упоминает положительный опыт Казахстана, Дубая и Сингапура в контексте того, что его можно распространить на Россию. Расследователю удалось выяснить, что Давыдов из Казахстана часто путешествовал в Дубай и Сингапур. 
  • Факты биографии автора идей на сайте и бизнесмена из Кахастана совпадают. Согласно главе «Об авторе», опубликованной на сайте «20 идей», у автора юридическое образование, нет гражданства России и есть опыт предпринимательства. Это идентично биографии Дмитрия Давыдова, совладельца казахской компании «Олимп».


Кампания начала набирать популярность летом. В публикациях материалов с упоминаниями идей Давыдова участвовали известные блогеры — так, например, в инстаграме о кампании оставили положительный отзыв шоумен Максим Галкин, певица Ольга Бузова, модель Алена Водонаева, певец Николай Басков, рэпер Тимати, телеведущие Дмитрий Губерниев, Ольга Орлова и Ксения Бородина. Блогер и юрист Катя Гордон, напротив, выступила с «разоблачительной» речью в адрес заказчиков рекламы. «Нам всем надо быть аккуратнее. Методы у врагов очевидны и просты… противодействуем!», — написала она. 

В СМИ кампанию поддержали 36 изданий — среди них «Российская газета», «Коммерсант», «Ведомости», Lenta, Forbes и другие.

По оценкам экспертов, стоимость такого пиара могла обойтись дороже 500 млн рублей. Многие опрошенные «Би-би-си» источники считают, что заказчики кампании связаны с российскими властями и кампания не смогла бы развернуться без их одобрения. В то же время, источники издания в администрации президента отрицают свою связь с идеями Дмитрия Давыдова. 

«По нашей линии специальных докладов не было. Кто стоит — не знаем. Судя по деньгам, которые тратятся на продвижение, — кто-то весьма состоятельный», — сообщил «Би-би-си» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Фигурант уголовных дел об организации незаконного игорного бизнеса и уклонении от уплаты налогов в Казахстане Дмитрий Давыдов, по предположению «Би-би-си», может скрываться в одной из стран Европы. Кроме него, в списке обвиняемых находятся более 10 человек. Часть из них уже осуждены, другие успели уехать из страны. 

Среди идей, предлагаемых неким Давыдовым — чипирование осужденных по уголовным делам на реальные сроки, введение оплаты за въезд в Москву и превращение Сочи в «мировой центр туризма и азартных игр». 

«Эти предложения являются прогрессистскими. Они ни патриотические, ни прозападные, они уходят из основного российского политического клинча», — заметил политолог Сергей Марков, который отличается положительными комментариями в адрес действий российской власти. 

* Минюст РФ внес в реестр СМИ, выполняющих функцию «иностранного агента»