Проект «Пространство политики» провел в московском клубе «Китайский летчик Джао Да» дебаты экс-кандидата в депутаты Государственной думы Михаила Лобанова и председателя «Яблока» Николая Рыбакова. Дискуссия коснулась вопроса о том, является ли КПРФ реальной оппозицией в современной России.
Диалог открыл Николай Рыбаков с тезисом о том, что «КПРФ — это оппозиция внутри партии Путина». Первые шесть минут «яблочник» рассказывал о репрессивных законодательных инициативах коммунистов, среди которых упомянул «закон Димы Яковлева», законы об «иноагентах» и «нежелательных организациях», предложение вернуть смертную казнь и введение уголовной ответственности за приравнивание коммунизма к нацизму.
Лобанов в ответной реплике высказался о своем негативном отношении ко всем нынешним думским фракциям и подчеркнул, что не состоит ни в какой из партий, несмотря на то, что шел в Думу при поддержке КПРФ. Экс-кандидат заявил, что может отвечать лишь за электорат, который он консолидировал для участия в сентябрьских выборах, а за законодательные инициативы партии в прошлых созывах отвечать не может. «КПРФ, при всей критике [их действий], не закрыла возможность участвовать в [политическом] процессе», — отметил Лобанов.
Далее оппоненты задавали друг другу вопросы. Лобанов старался прояснить позицию Рыбакова, спрашивая про людей социалистических взглядов среди сторонников «Яблока», про связь Владимира Рыжкова с властью на выборах в Московскую городскую думу, а также о причинах неудачи «Яблока» на выборах. На что получал саркастические ответы Рыбакова: «Либо извиняйтесь, либо приводите доказательства», «Вы уж у себя в КПРФ определитесь, а потом у «Яблока» спрашивайте».
Рыбаков, в свою очередь, расспрашивал Лобанова об отношении к репрессивным законам, апеллируя к тому, что кандидат призывал голосовать за коммунистов по партийному списку, а значит, и несет ответственность за прошлые законодательные инициативы партии. К этому тезису демократ неоднократно возвращался в процессе дебатов. Также политик спросил Лобанова, что сделал последний, «чтобы дистанцироваться от высказываний Зюганова про захват Киева?». «Я всегда занимал антимилитаристскую позицию и ходил на антивоенные марши», — сказал Лобанов, вновь акцентировав внимание на том, что он не является членом КПРФ.
После контраргументов спикеры принялись отвечать на вопросы зрителей.
- Николая Рыбакова спросили: «Почему «Яблоко» поддержало 282-ю статью УК?» Демократ считает, что эта статья нужна, но «не должна применяться по политическим мотивам».
- После вопрос был к Михаилу Лобанову: зал спрашивал, «в чем выражена оппозиционность КПРФ в Думе?». Лобанов привел несколько резонансных законов последних лет, которые коммунисты не поддержали. Среди них Закон «О ФБК*», пенсионная реформа, поправки к Конституции и недавняя инициатива расследования пыток в колониях, которая была отклонена «Единой Россией». Также Михаил сделал акцент на том, что некоторые депутаты от КПРФ используют свои мандаты для активной общественной деятельности во благо граждан.
- Зрители ожидаемо спросили про так называемый черный список «Яблока», в котором партия перечисляет публичных лиц, поддержавших «умное голосование». Рыбаков отказался называть его «черным», а сказал, что это просто цитаты людей, которые призывали голосовать так, как предложил Алексей Навальный. Позиция «Яблока», по его словам, к Навальному не изменилась, партия все так же не разделяет взгляды политика. Низкий результат на выборах Рыбаков связывает с нечестным подсчетом голосов.
- На вопрос «почему КПРФ не закрыли, как организации Навального?» Лобанов ответил, что КПРФ — это часть системной оппозиции, которая так или иначе связана с российским политический режимом.
- На идентичный вопрос Рыбаков ответил, что «Яблоко» могут ликвидировать в любой момент и гадать, почему на данный момент партия существует, он не собирается.
В завершении политикам было предоставлено заключительное слово.
Лобанов высказался об извечной проблеме российской оппозиции — отсутствии консенсуса. Политик заявил, что риторика прошедших дебатов крайне выгодна нынешней власти, так как она сегментирует общество по различным вопросам. Экс-кандидат в Думу заметил, что в последнее время он видит позитивные сдвиги внутри КПРФ, сославшись на то, что партия перестала быть изолированной от общества, как это было в 90-е, когда коммунистам было достаточно ее традиционного электората для монолитного второго места в Думе.
Рыбаков в заключительном слове сослался на сталинизм в программе КПРФ на выборах и заявил о невозможности объединения с левыми политиками. «Нельзя объединиться людям, которые хотят построить разную страну, и думать, что они ее построят. Нельзя строить несвободу и построить свободу. Нельзя строить концлагерь и думать, что это будет прекрасный дворец пионеров».
По оценкам зрителей, победил Михаил Лобанов, набрав 51% процент голосов.
Илья Мастюков —
специально для «Новой»