В последние несколько дней в Великобритании почти невозможно купить бензин — на автозаправочных станциях образуются длинные очереди из автомобилей, люди кидаются друг на друга, а топливные компании вводят лимиты на покупку. Разбираемся, в чем причины топливного кризиса.
23 сентября нефтегазовая компания British Petroleum закрыла несколько десятков АЗС в Великобритании из-за нехватки водителей бензовозов. Автовладельцы сразу же поехали заправлять свои машины и покупать бензин впрок, из-за чего появились длинные очереди. Уже на следующий день многие автозаправки BP и других компаний оказались опустошены.
Проблема с нехваткой водителей грузовиков в Британии существует уже несколько месяцев — по оценке Ассоциации автомобильных дорог, в стране не хватает более 100 тысяч квалифицированных водителей. И пандемия коронавируса, и Brexit в последнее время сильно сказались на рынке грузоперевозок Британии.
В начале 2020 года из-за локдауна многие иностранные работники уехали в другие страны Европы, а когда появилась возможность вернуться, они не смогли пересечь границу — правила поменялись после выхода Британии из ЕС.
Британская компания EG Group, владеющая почти 400 АЗС на территории Соединенного Королевства, ввела 24 сентября ограничения на покупку бензина на своих заправках, сообщил политический обозреватель газеты The Times Стивен Суинфорд. В компании решение объяснили слишком большим спросом на топливо.
Из-за этого на заправках введен лимит — один клиент (не считая дальнобойщиков и водителей экстренных служб) может потратить только £30 (около $41) за один раз.
BP, Shell и Esso также пришлось на выходных полностью прекратить продажу топлива на своих заправках в Лондоне и Саффолке, так как все запасы бензина распродали.
На фоне кризиса цена бензина в Великобритании выросла до максимальной отметки за последние 8 лет, пишет BBC. 26 сентября она достигала 135,5 пенсов ($1,8) за литр.
При этом представители нефтяных компаний отмечают, что в хранилищах и на нефтеперерабатывающих заводах хватает топлива. Проблема заключается только в его доставке на автозаправочные станции.
Из-за огромных очередей на автозаправках регулярно стали происходить конфликты между автомобилистами.
С 26 сентября в очередях на заправках Esso постоянно завязываются драки за топливо, а в понедельник один из водителей на АЗС Shell в Лондоне попытался сбить на машине другого в споре за место.
Правительство пытается решить проблему с топливом, упростив выдачу виз иностранным водителям грузовиков и ускорив процедуру сдачи экзаменов на права соответствующей категории. Министерство по бизнесу, энергетике и промышленности Британии 26 сентября также временно исключило нефтяную отрасль из закона о конкуренции, чтобы свести к минимуму перебои с поставками топлива на автозаправочные станции.
Министр транспорта Великобритании Грант Шэппс рассказал BBC, что правительство может привлечь армию для управления бензовозами. Он также отметил, что ситуация с нехваткой топлива быстро разрешится, как только ажиотаж среди населения спадет.
«Как только люди заполнят баки, но не будут заливать больше, чем им необходимо, в течение нескольких дней нагрузка на систему уменьшится»,
— считает он.
Но люди продолжают стоять в очередях на заправочных станциях, несмотря на предупреждения правительства.
28 сентября Шэппс отметил, что доступность топлива на заправках начала улучшаться. По его словам, видны первые признаки стабилизации ситуации: на заправки начали доставлять бензин, больше людей могут теперь заправить автомобили. Шэппс надеется, что это поможет сократить очереди на АЗС