Просматривая тысячи комментариев на сотнях площадок, аккумулирующих отзывы, в первую очередь задаешься вопросом: кто все это пишет? И дело даже не в однотипных сообщениях и повторяющихся фразах, мелькающих в самых разнообразных отзывах — от стрижки собак до обзоров BMW M5. Смущает их количество: гигабайты информации на площадках крупных «отзовиков», маркетов, отраслевых ресурсах о финансах, недвижимости, медицине. Если всем этим пользуются и покупают, то это лучшая предвыборная агитка о росте экономики и благосостояния населения. Но так ли все на самом деле, как это пишут в отзывах?
Михаил Фадеев, маркетолог, блогер и сооснователь рекламного агентства АМР, призывает относиться к отзывам крайне скептически. «Будем откровенны, подавляющее большинство пользователей, оставляющих отзывы, — глубоко несчастные люди, которые, кроме написания негатива, больше не нашли сферы для своей самореализации. Те, у кого все хорошо, поверьте, даже в самых запущенных случаях предпочтут конструктивное решение проблемы жалобам в интернете».
Реакцией на влияние, которое приобрели отзывы в интернете, послужило появление всевозможных отделов, департаментов и служб по коммуникации с клиентами. «Производители представляли своих потребителей весьма ограниченными и глупыми людьми, которым достаточно написать, что это — хорошо, а это — плохо, чтобы они сделали нужный тебе выбор. И пусть до сих пор находятся те, кто свято верит отзывам в интернете, советам блогеров и продакт-плейсменту в телешоу, в реальности эта система выглядит значительно многомернее и сложнее», — резюмирует Фадеев.