«Всему свету га-ла-ва!»
Татьяна М., учитель, завуч по воспитательной работе: «В том, что государство пытается привнести идеологический элемент в школу, нет ничего нового. В советской школе были завучи по воспитательной работе и старшие пионервожатые. Завуч по воспитательной работе отвечал за классные часы по юбилейным датам, уроки мужества, идеологические праздники вроде 7 Ноября и Дня победы, за политинформацию, агитбригады, смотры строя и песни, конкурсы политпесни и политплаката, ярмарки солидарности, клубы интернациональной дружбы, школьный музей — словом, работы у него хватало. В некоторых школах он отвечал и за работу со сложными детьми и неблагополучными семьями — это сейчас функция социального педагога.
Пионервожатые занимались жизнью пионерской дружины, куда входило большинство школьников с 4-го по 8-й классы. Это и отрядные сборы, и соревнования по сбору макулатуры и металлолома, и борьба отрядов за то, чтобы носить имя пионера-героя. Они отвечали за внеклассную движуху вроде зарниц, походов, костров, за выпуск стенгазет, за отрядные сборы, тимуровцев и тому подобное. Следили за тем, как пионеры шефствуют над октябрятами. Организовывали помощь отстающим. Значительная часть этой работы тоже была связана с идеологией.
Потом идеология из школы ушла. Сейчас нам пытаются внушить, что у нынешней власти тоже есть идеология, но ее нет: пытаются воспроизвести хоть что-то из советского опыта, но получается плохо. Так что задачей завуча по воспитательной работе стала организация досуга школьников — чтобы они не болтались по дворам, а занимались чем-то осмысленным, что потом оставит у них теплые приятные воспоминания о школе и поможет им освоить какие-то важные навыки.
Когда я стала завучем по воспитательной работе, сразу сказала, что не буду строить детей и проводить с ними бессмысленные классные часы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Сказала, что буду заниматься праздниками. Всякое внешкольное мероприятие — это дело, вокруг которого можно сплотить детей; это единственный способ их воспитывать. Если их загонять в класс и пилить тупой пилой — это вызывает только отторжение.
Мы со школьниками готовили спектакль на День учителя, придумали прекрасный Новый год, викторину на День святого Валентина, флешмобы, у нас был очень сердечный и продуманный День Победы. Когда школьник взаимодействует с другими — он учится понимать их, терпеть их, сдерживаться, договариваться. Это и есть воспитание. Человек старается быть человеком, боится подвести, берет на себя ответственность и участвует в созидании чего-то нового. Это единственное, что может сделать завуч по воспитательной работе.
А советники эти — это не просто профанация идеи, это очень вредно, потому что вызовет отторжение и взрослых, и детей, и родителей. Мне жалко людей, которые пойдут на эти должности.
От всего советского идеологического наследия сейчас осталось только патриотическое воспитание. И оно превратилось в бесконечное заклинание «мы победили в войне». Мне кажется, если мы с детьми ездим по России, учимся ее любить, помогаем старикам и инвалидам в доме престарелых, занимаемся волонтерством, даем концерты — разве это не патриотическое воспитание? Неужели оно только в том состоит, чтобы внушить детям, что 9 мая весь мир должен встать перед Россией на колени? Так это антипатриотично.
Для меня День Победы — очень важный день, у меня фотография деда, который воевал, всегда на видном месте стоит. Но когда начинается бесконечное муссирование темы «Мы победили, мы победители, мы всех победим», я вспоминаю фрагмент из «Степи» Чехова, где Егорушка слышит: «Наша матушка Расия всему свету га-ла-ва!» — запел вдруг диким голосом Кирюха, поперхнулся и умолк. Степное эхо подхватило его голос, понесло, и, казалось, по степи на тяжелых колесах покатила сама глупость».
Понятно, чего хочет власть: все формализовать, ввести единомыслие, заполировать детям мозги, чтобы они были уверены, что у нас все хорошо. Вот как раз внушать, что у нас и так все отлично и ничего изменять не надо, — это именно антипатриотично».