Впервые симптомы «гаванского синдрома» обнаружили в конце 2016 года у сотрудников посольств США и Канады на Кубе.
В среду, 25 августа, вице-президент США Камала Харрис вынужденно отменила визит во вьетнамский Ханой из-за «аномального инцидента, связанного со здоровьем» (так официально сообщили власти США). СМИ тут же вспомнили, что такую формулировку Вашингтон часто использует, когда спецслужбы фиксируют часть симптомов так называемого гаванского синдрома, к которым относятся постоянные головные боли, потеря слуха и бессонница, вызванные, как считается, преднамеренным воздействием радиоволн или ультразвука на мозг человека. О потере концентрации постоянно рассказывают западные дипломаты, и только в июле этого года власти США зафиксировали 20 таких случаев в Вене. В Америке принято списывать заболевания сотрудников посольств на деятельность иностранных разведок, что порождает массу конспирологических теорий вокруг «гаванского синдрома». Но как в действительности можно объяснить этот эффект?
Впервые симптомы «гаванского синдрома» обнаружили в конце 2016 года у сотрудников посольств США и Канады на Кубе.
Предполагается, что звуковые или радиоволновые атаки на дипломатов произошли в их резиденциях и в отелях Nacional и Capri в Гаване — отсюда и название.
В сентябре 2017 года Госдеп США отозвал часть госслужащих и членов их семей с Кубы из-за опасений за их жизнь. В общей сложности тогда так называемая атака затронула более 40 американских и канадских дипломатов и их родственников. Одному дипломату из США, имя которого не называлось, после случившегося понадобился слуховой аппарат.
В 2017 году, как писали СМИ, «атаки» были направлены исключительно на определенные комнаты в отелях или даже на их части, что поставило в тупик чиновников — факты и физика в вопросах «гаванского синдрома» не сходятся. Тогдашний президент США Дональд Трамп обвинил в причастности к случившемуся кубинское власти, а глава МИД Кубы Бруно Родригес в свою очередь заявил, что американские дипломаты сознательно лгали об «атаках».
После первых «гаванских атак» американский медицинский журнал JAMA (Журнал Американской медицинской ассоциации) опубликовал результаты исследований состояния пострадавших на Кубе дипломатов. У них зафиксировали черепно-мозговые травмы разной степени тяжести, но о природе их возникновения медики ничего не смогли сказать. Позже один из соавторов исследования, опубликованного в JAMA, Дуглас Смит предположил, что основным триггером «гаванского синдрома» могли стать микроволны. С ним согласилась военный медик Беатрис Голомб, опубликовавшая исследование в журнале Neural Computation. По ее версии, природа «акустических атак» кроется в воздействии импульсного радиочастотного/микроволнового излучения. Голомб писала, что природа шумов, о которых сообщали дипломаты, напоминает звуки, вызванные импульсными ВЧ/СВЧ-сигналами, воспринимаемыми в соответствии с эффектом Фрея, когда из-за излучения микроволн звуки возникают внутри черепа человека и дополнительное радиоэлектронное оборудование для этого не нужно. Сам нейробиолог Аллан Фрей, в честь которого назвали эффект, назвал жизнеспособной теорию о радиоволнах.
После Гаваны сообщения о случаях «гаванского синдрома» не закончились. В первой половине 2018-го стало известно об аналогичных инцидентах в Китае. Первый случай появления симптомов «гаванского синдрома» зафиксировали в апреле у американского дипломата в Гуанчжоу и других сотрудников миссии. Их отправили в США для проведения тестирования.
В общей сложности на сегодняшний день известно о примерно 130 возможных случаях «гаванского синдрома».
Их фиксировали в Колумбии, Узбекистане, Кыргызстане, а также в Польше, Грузии, Германии, Австралии, Тайване и в России.
В частности, о появлении «гаванского синдрома» рассказал экс-офицер ЦРУ Марк Полимеропулос. По его словам, мигрени, головокружения и шум в голове начались у него во время рабочей поездки в Москву в декабре 2017 года. Однажды ночью он проснулся в своем гостиничном номере со звоном в ушах и головокружением. Когда Полимеропулос вернулся в США, симптомы прошли, но начались проблемы с памятью. Разведчик утверждал, что в период с 2018 по январь 2021 года он посетил около 15 врачей и потратил на исследования 10 тысяч долларов, но медики так и не смогли выяснить, в чем причина его расстройств. Симптомы «гаванского синдрома» вынудили Полимеропулоса оставить работу.
В мае 2018 года профессор Мичиганского университета Кевин Фу предположил, что ультразвук, в особенности интермодуляция (когда несколько сигналов взаимодействуют в нелинейных каскадах) от неисправного или неправильно размещенного оборудования наблюдения разведки могли быть источником звука, послужившего причиной «гаванского синдрома».
Некоторые же исследователи предполагали, что причиной «гаванского синдрома» могли и вовсе стать звуки насекомых или воздействие нейротоксичных пестицидов.
В 2017 году американские дипломаты передали Associated Press записи звуков, которые они слышали на Кубе. Биологи Александр Стаббс и Фернандо Монтеалегре проанализировали записи и пришли к выводу, что звук, приведший к расстройствам у западных граждан на Кубе, издавал индийский короткохвостый сверчок (Anurogryllus celerinictus), а не технологическое устройство. Их выводы были сопоставимы с выводами кубинских ученых, также заключивших, что источником «гаванского синдрома» было стрекотание сверчков. Группа ученых из консультативной группы правительства США также выдвигала версию о том, что причиной появления звуков в Гаване был «редкий сверчок из джунглей», а не мистическое оружие.
Канадские специалисты из группы при министерстве международных дел выдвинули другую версию — об ингибиторах холинэстеразы, нейротоксичных пестицидах, сейчас больше известных благодаря боевому яду «Новичок». В случае с «гаванским синдромом» этими пестицидами опрыскивались различные учреждения на Кубе для борьбы с комарами, переносящими вирус Зика. В прошлогоднем исследовании Национальной академии эта причина называется маловероятной, но комитет ученых такую возможность не исключает.
После того как западные специалисты сошлись в, казалось бы, безобидных версиях о влиянии насекомых или пестицидов, «гаванский синдром» стал проявляться у госслужащих в европейских странах, где ни загадочных сверчков, ни ядов против них нет.
Уже в этом году трое сотрудников Белого дома рассказали о проявлении эффектов «гаванского синдрома» после поездки в Лондон, а к июлю власти США подтвердили 20 случаев возникновения симптомов этого синдрома у американских чиновников в Вене. В августе появились сообщения об аналогичных симптомах у нескольких сотрудников американского посольства в Берлине.
По словам дипломатов, в последние месяцы у них отмечались сильные головные боли, боль в ушах, тошнота, усталость и бессонница.
В итоге им понадобилась медицинская помощь. Газета Wall Street Journal писала, что среди жертв акустической «атаки» были не совсем дипломаты, а сотрудники спецслужб, специализировавшиеся на российских темах — экспорте газа, кибербезопасности и вмешательстве в политическую жизнь. Сотрудники разведки, работавшие против России, и ранее попадали под влияние неизвестных сигналов.
Издание The New York Times сообщало, что в правительственных кругах в Вашингтоне всерьез обсуждается версия об акустических «атаках» со стороны российских спецслужб, однако привлеченные к исследованию вопроса эксперты не смогли найти этому подтверждений. После случаев с «атаками» на германских дипломатов в Берлине Der Spiegel и Bellingcat сообщили, что у них имеется информация о секретных разработках неназванных правительственных институтов РФ, с помощью которых возможно навредить целям передавая микроволны через их телефоны. Каких-либо подробностей расследователи не привели. Журналист Bellingcat Христо Грозев в беседе с «Новой газетой» сообщил, что его команда сейчас исследует данные о технологиях «гаванских атак», которые могут использовать спецслужбы РФ. Грозев заявил, что не может раскрывать деталей истории, пока работа не завершена.
Журналисты WSJ смогли пообщаться с одним из служащих дипкорпуса, проходящим лечение в военном госпитале Мэриленда после работы в неназванной европейской столице. По его словам, врачи диагностировали у него повреждения мозга, схожие с теми, что возникают при контузии у военнослужащих после взрывной волны. Симптомы «гаванского синдрома» проявились у этого пациента еще в марте, когда он просто сидел дома в квартире, принадлежавшей дипмиссии.
Пережившие «гаванский синдром» чиновники Госдепа сейчас прорабатывают психологические травмы в группах самопомощи, так как правительство не стремится обсуждать с ними произошедшее открыто, говорит чиновник на условиях анонимности. Более того, квартиры, в которых могли произойти «атаки», до сих пор предоставляются вновьприбывшим дипломатам дипмиссий.
В Германии правительство США решило самостоятельно расследовать все инциденты с «гаванским синдромом» и не уведомило местных правоохранителей о случившемся. В Вене, где пострадало около 20 американских дипломатов, австрийские спецслужбы расследуют дело совместно с американцами, пишет WSJ.
Со времен холодной войны Вена считалась шпионским раем, так как местные власти смотрели сквозь пальцы на разведдеятельность западных стран и СССР в послевоенной Австрии, пока шпионаж не затрагивал сугубо австрийских объектов.
Но в этом году «гаванский синдром» заставил австрийские спецслужбы изменить своим привычкам, так как, по выражению одного из чиновников местного правительства, инциденты со звуковыми «атаками» могут «подорвать репутацию [Вены] как международного центра диалога».
Прокуратура Австрии уже запросила у американской стороны необходимые для расследования документы и, по данным СМИ, даже опросила российских дипломатов, которых считает офицерами ГРУ. Все они отрицают версию о причастности российской разведки к «гаванскому синдрому».
По словам источников издания Politico, глава ЦРУ Уильям Бернс лично контролирует расследование о причастности России к «атакам» на дипломатов. Неназванный чиновник заявил изданию, что агенты ГРУ — «единственные известные нам люди, способные атаковать» граждан США таким образом. При этом директор Национальной разведки Эврил Хейнс подчеркнула, что на данный момент нет «окончательных сведений о причинах этих инцидентов».
О подозрениях администраций Трампа и Байдена в отношении россиян говорится и в публикациях The New Yorker.
Здесь данные журналистов совпадают с приведенными Bellingcat сведениями: россияне якобы направляли излучающие микроволны устройства на американцев для хищения данных с их электронных устройств. The New Yorker также подчеркивает, что конкретных доказательств пока нет.
Эту теорию поддерживал и в интервью Би-би-си бывший сотрудник ЦРУ Джон Сайфер. «Российские спецслужбы буквально заливали посольство США в Москве потоками микроволн», — заявил он, добавив, что за американцами в Москве следили микроавтобусы со спецоборудованием.
Впрочем, ни американская, ни российская стороны за все пять лет сообщений о «гаванском синдроме» не комментировали эту тему открыто и детально.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}