Комментарий · Общество

Ограниченные возможности? Ограничить!

Специальные условия для инвалидов на экзаменах: невозможно получить, трудно реализовать, итог плачевен

Злата Аскерко , специально для «Новой»
Фото: РИА Новости

Из года в год процедура проведения единого государственного экзамена вызывает много вопросов у детей с инвалидностью и их родителей. По закону каждому такому ребенку положены специальные условия, которые уравнивают их возможности с возможностями здоровых сверстников.

Для незрячих выпускников законом предусмотрены экзаменационные материалы, в которых печатный текст заменен алфавитом Брайля. Слабослышащим детям устанавливается специальная аппаратура для усиления звука. Экзаменуемым с нарушением различных двигательных функций полагается ассистент, который за них заполняет бланки ответов. И именно у этих экзаменуемых чаще всего возникают проблемы.

Выпускнице 11-го класса Лиде на экзамене была нужна помощь ассистента (он может переписывать в бланк с черновика как тестовую, так и письменную часть). Хотя у Лиды большие проблемы с руками (повышенный мышечный тонус и спастика в кистях), ей не удалось «выбить» помощника. На центральной психолого-медико-педагогической комиссии, в последней инстанции, посчитали, что если выпускница может хоть как-то выводить прописные буквы, то она в состоянии написать сочинение. Несмотря ни на что Лида все-таки решила пойти на экзамен:

«Я мечтала поступить в престижный вуз. 3 июня я писала экзамен по русскому языку. Тестовую часть экзамена я выполнила достаточно быстро. Потом я стала на черновике писать сочинение. Рука плохо меня слушалась, я закончила писать свое сочинение за 40 минут до окончания экзамена. Когда я с ужасом осознала, что не успею перенести текст на бланк ответов, меня начала бить дрожь. В итоге я успела переписать только два абзаца. Сочинение мне аннулировали».

Лида написала экзамен на 65 баллов, хотя надеялась на 90 с лишним. В этом году девушка уже не сможет поступить в престижный университет.

Однако если выпускнику удается получить спецусловия, то и они не гарантируют хорошего результата ЕГЭ. Ассистентом имеет право быть только логопед-дефектолог или школьный психолог — то есть человек, который мало что понимает в профильных школьных предметах. По словам многих моих знакомых, которые сдавали экзамены таким образом по английскому языку и математике, они столкнулись с рядом сложностей. 

Выпускникам помогали ассистенты, которые не знали даже английского алфавита — приходилось диктовать каждую букву.

То же самое происходило и с математикой. Экзаменуемые вынуждены были объяснять своим помощникам, как пишутся тригонометрические символы.

«Основная проблема заключалась в том, что к концу экзамена я был очень уставший. Следить за каждым движением руки ассистента у меня не было сил. Математику я написал хорошо, несмотря на небольшие неточности моего помощника в написании символов. А вот с английским языком получилось все иначе. Тяжело мне далась письменная часть английского языка (письмо и эссе). Я печатал ответы на эти задания на компьютере. В рукописном варианте ассистент просто бы не разобрал мой почерк. Я много раз проверял свое письмо и эссе, ошибок не было. Я отдал ассистенту листы на переписывание и увидел, что ассистент делает много ошибок в словах. Тогда я начал диктовать слова по буквам. Когда пришел результат по английскому языку, я увидел, что ассистент при переписывании все же сделал несколько ошибок в обоих заданиях. Это существенно повлияло на баллы», — рассказал Ринат, выпускник этого года. 

Ринат решил подать на апелляцию, но доказать ничего не смог: напечатанные черновики проверить нельзя, проверяется только рукописный текст. Без помощи ассистента писать экзамен было невозможно, у Рината неразборчивый почерк. Эксперты бы сразу аннулировали работу.

Фото: РИА Новости

Мой личный опыт работы с ассистентом тоже оказался плачевным. Согласно инструкции проведения экзамена для людей с инвалидностью, каждый ученик имеет право на дополнительные полтора часа. Но вот только в инструкции к проведению этого экзамена не сказано, включена ли работа ассистента в эти полтора часа или же это дополнительное время исключительно для меня. Я не знала всех тонкостей организации экзамена, поэтому начала разбираться. Выяснила я это через вышестоящих лиц. Оказалось, что по одной схеме выпускник работает параллельно с ассистентом (ассистент сразу переносит результаты в бланк ответов), время переписывания ассистента входит во время экзамена. А по второй схеме ассистент работает после ученика, то есть выпускник может спокойно писать свой экзамен до окончания времени. Эти два варианта работы не прописаны ни в каких официальных документах. В итоге два экзамена были написаны у меня на общих основаниях, без дополнительного времени, его истратили на ассистента. Но при написании других экзаменов Я всё же добилась, чтобы мне добавили эти полтора часа. Драгоценные баллы за первые два экзамена были потеряны.

Однако проблема с ассистентом далеко не последняя. Я сдавала экзамен дома, как и в 9-м классе. За месяц до начала экзаменов я ознакомилась с правилами проведения ЕГЭ на дому (каждый год они меняются). Так вот, в комнате сдающего экзамен должны сидеть три человека, два наблюдателя и один ассистент. Должны быть установлены две камеры, полностью охватывающие комнату, без теневых зон. Никакой лишней информации быть не должно. Мои кубки, дипломы, фотографии, личные вещи были убраны с полок. Шкафы с зеркалами были завешены. За три дня до начала периода экзаменов организаторы повесили в моей комнате номер ППЭ (пункта проведения экзамена). Такой же код висел и на кухне. Там находился «штаб ППЭ». Там же сидели еще три человека, и тоже стояла камера.

Член ГЭК (государственной экзаменационной комиссии) — главный человек в процессе приема экзаменов, согласно инструкции, может проверить все комнаты. Он осмотрел помещение, зашел в туалет, поднял коврик и ведро с водой. Согласно правилам, двое организаторов должны были сопровождать меня на территории ППЭ. Вся еда должна была стоять в прозрачных пакетах, бутылках, упаковках.

В дни экзаменов моя квартира превращалась в комнату интеллектуальных пыток.

В школах с организацией экзамена было не лучше. К ребятам, кому нужна была помощь ассистента, ежеминутно подходил член ГЭК. Он следил за каждым движением ассистента и выпускника. Ассистенту запрещалось смотреть в КИМы (контрольно-измерительные материалы) слишком долго. Когда у учеников заканчивались черновики, организатор ППЭ должен был отнести чистый лист бумаги в определенный кабинет, поставить на нем штамп. Время «хождения» организатора входило во время экзамена. Эти минуты для детей с инвалидностью, у которых есть проблемы с мелкой моторикой, сыграли большую роль, они не все успели закончить работу.

Конечно, были выпускники, которые все же успели дописать экзамен. Однако, как правило, при проверке экзаменационных работ эксперты видят ошибки даже там, где их нет. В такой ситуации многие ученики начинают возмущаться, идут на апелляцию. Но если обычным людям доказать свою правоту сложно, то выпускникам с ограниченными возможностями отстоять свою точку зрения еще сложнее.

Дело в том, что во время апелляции ученик должен общаться с экспертами через специальный чат, в котором можно только печатать, возможность отправлять голосовые сообщения не представляется. На этот чат отводится 30 минут, после истечения этого времени система «выбрасывает» выпускника автоматически. Для многих ребят с инвалидностью печатать на компьютере — огромное испытание. На это уходит намного больше времени, чем у абсолютно здорового человека. Но, к сожалению, это не учитывается.

Условия для людей с ограниченными возможностями создаются в России уникальным образом. Они не облегчают человеку жизнь, они создают дополнительные сложности.

Или же спецусловия не создаются вообще. А без них написать ЕГЭ невозможно. Многие люди с инвалидностью могли бы поступить в институт, построить карьеру и внести свой вклад в развитие общества. Поступить в вуз для них принципиально важно: они не могут получить рабочую специальность, работать курьерами или грузчиками год до следующей попытки поступления. Получить высшее образование и зарабатывать на жизнь собственным умом — для них основной путь самореализации.

Конечно, создание хоть каких-то спецусловий в России — это уже прогресс. Но для эффективности мало эти условия создать, нужно их еще грамотно реализовать. Порядок проведения ЕГЭ и инструкции к нему нуждаются в серьезной доработке, ведь успешная сдача этого экзамена для человека с инвалидностью — это шанс на полноценную жизнь.