Комментарий · Культура

Любовь без памяти

«Мой белый» Ксении Буржской: книга на выходные от Екатерины Писаревой

Екатерина Писарева , Специально для «Новой»

Екатерина Писарева

Раз в две недели Екатерина Писарева, c 17 августа занявшая пост шеф-редактора «ЛитРес» и продолжающая курировать MyBook и другие сервисы, включая бренды LiveLib, «ЛитРес: Самиздат», «ЛитРес: Чтец» «ЛитРес: Библиотека», будет не просто рассказывать о самых любопытных новинках, но и выбирать те из них, которые можно прочитать быстро и с интересом.

В романе Ксении Буржской все кажется невсамделишным, хрупким, волшебным — такой кубик Рубика из воспоминаний. Он не поддается поначалу, противится, но вот эпизод, эпизод, еще один — и складывается, оживает наконец история юной Жени. Ей шестнадцать, у нее первая школьная любовь, а еще непроходящая боль от расставания родителей. Восемь лет назад ее мама Саша и вторая мама Вера разошлись из-за одной досадной ошибки. Время прошло, а воспоминания еще свежи. 

Вспомнить все в мельчайших деталях героине помогают фотографии, которые она пересматривает. На них мгновения остановились: счастливая семья под прицелом объектива. Они путешествуют по миру легко, с одной коробкой наперевес, не привязываясь к вещам и местам. Но однажды все рушится. 

«Мой белый» (INSPIRIA, 2021) — это полифонический роман, в котором звучит голос не только основной рассказчицы Жени, но и ее матерей — Саши и Веры. Они пишут друг другу письма, чтобы никогда не отправить, а в них проговаривают все, в чем боятся признаться. В своих откровениях они максимально честны, обнажены и кажутся такими же подростками, как и их общая дочь. 

Ксения Буржская пытается уместить весь мир в этот маленький роман, наполненный диалогами и вспышками памяти. Его пространство многонаселенное, живое, чистое. Оно то расширяется до космических масштабов, то схлопывается до размеров крошечной комнаты, из которой нет выхода. 

Эту книгу можно рассматривать как рассказ о дружбе и разочарованиях, о вине и людях, о непростительных ошибках и детских травмах. Но в первую очередь она об утрате, которую невозможно восполнить.

Некоторые читатели называют «Мой белый» одним из главных квир-романов нового времени, ставят на полку с книгами Микиты Франко «Дни нашей жизни» и «Назови меня своим именем» Андре Асимана, акцентируют внимание на том, что это история о жизни в гомосексуальной семье. На обложке романа стоит возрастная маркировка «18+», что, конечно же, определяет его как чтение для взрослых. Один из эпиграфов к роману очень точно задает тон повествования — это цитата из «Трех текстов» Линор Горалик: «Те, кто любил нас, ничему нас не научили. Нас всему научили те, кто нас не любил…» В действительности «Мой белый» вполне можно считать романом взросления — нежным и горьким текстом о любви, вне зависимости от гендерной принадлежности.

РАССЫЛКА 📨

Хотите получать рубрику «Книга на выходные» на электронную почту? Оставьте адрес здесь. Мы будем отправлять письма субботним утром, раз в две недели.