Сюжеты · Общество

«Всенаука» в «Новой». Чем человек отличается от животного?

Премьера рубрики. Познавательный тест и комментарии ученых. А еще — список книг, которые мы рекомендуем прочитать

Андрей Константинов , научный обозреватель, соавтор «Всенауки»

Иллюстрация: Олег Буевский

В каждом из нас есть животное начало. Но при этом каждый из нас интуитивно чувствует свое превосходство над другими животными.

Человек — это звучит гордо! Человек — венец творения! А чем, собственно, мы лучше? Почему мы считаем себя другими? Вопрос кажется наивным, но ответить на него не так просто.

Для начала проверьте, как вы сами склонны отвечать на этот вопрос. Отметьте те отличия, которые вам лично кажутся самыми явными. Нажав на «да» или «нет», вы узнаете, что думает по этому поводу современная наука.

вопрос по существу

Что нас отличает от животных? Тест

Иллюстрация: Нюся Красовицкая

1. Животные умеют пользоваться орудиями труда, но только человек способен их изготавливать. Да или нет?

Это неверный ответ. 

Еще в XIX веке Фридрих Энгельс заявил, что труд сделал из обезьяны человека, а главная наша особенность — это то, что мы, люди, не просто пользуемся орудиями труда, а умеем их изготавливать. Потом на протяжении всего XX века советские школьники и студенты зубрили эту «истину», несмотря на то, что наука накопила множество фактов, которые ей не соответствовали.

Вот несколько интересных примеров из книги Александра Маркова «Обезьяны, нейроны и душа».

  • Слоны борются с мухами, обмахиваясь ветками. При этом они умеют изготавливать удобные для работы «мухобойки». Если сломанная ветка слишком велика, они кладут ее на землю и, придерживая ногой, отрывают хоботом часть нужного размера.
  • Морские выдры отдирают от скал моллюсков при помощи крупных камней — «молотков». Но этого мало. Они используют другие камни поменьше, чтобы разбить раковины и извлечь из них еду. Лежа на спине на поверхности воды, зверь кладет камень-наковальню на грудь и колотит по нему раковиной.
  • Активно пользуются орудиями труда медведи. Они способны сбивать плоды с деревьев при помощи палок. А белые медведи используют камни и глыбы льда, чтобы убивать тюленей. Так что первобытные люди со своим примитивным оружием недалеко ушли от других животных.
  • Не менее талантливо изготавливают и используют орудия труда птицы. Например, новокаледонские галки достают насекомых из трещин в коре деревьев при помощи разнообразных приспособлений собственного изготовления из листьев, веточек и хвоинок. Египетские грифы разбивают страусиные яйца, бросая в них камни.
  • А семейство цапель в морском аквариуме Майами научилось приманивать рыб кормом, который птицы воруют у сотрудников.

Точно!

Еще в XIX веке Фридрих Энгельс заявил, что труд сделал из обезьяны человека, а главная наша особенность — это то, что мы, люди, не просто пользуемся орудиями труда, а умеем их изготавливать. Потом на протяжении всего XX века советские школьники и студенты зубрили эту «истину», несмотря на то, что наука накопила множество фактов, которые ей не соответствовали.

Вот несколько интересных примеров из книги Александра Маркова «Обезьяны, нейроны и душа».

  • Слоны борются с мухами, обмахиваясь ветками. При этом они умеют изготавливать удобные для работы «мухобойки». Если сломанная ветка слишком велика, они кладут ее на землю и, придерживая ногой, отрывают хоботом часть нужного размера.
  • Морские выдры отдирают от скал моллюсков при помощи крупных камней — «молотков». Но этого мало. Они используют другие камни поменьше, чтобы разбить раковины и извлечь из них еду. Лежа на спине на поверхности воды, зверь кладет камень-наковальню на грудь и колотит по нему раковиной.
  • Активно пользуются орудиями труда медведи. Они способны сбивать плоды с деревьев при помощи палок. А белые медведи используют камни и глыбы льда, чтобы убивать тюленей. Так что первобытные люди со своим примитивным оружием недалеко ушли от других животных.
  • Не менее талантливо изготавливают и используют орудия труда птицы. Например, новокаледонские галки достают насекомых из трещин в коре деревьев при помощи разнообразных приспособлений собственного изготовления из листьев, веточек и хвоинок. Египетские грифы разбивают страусиные яйца, бросая в них камни.
  • А семейство цапель в морском аквариуме Майами научилось приманивать рыб кормом, который птицы воруют у сотрудников.

Иллюстрация: Нюся Красовицкая

2. Некоторые животные обладают довольно развитым мышлением, но только человек в состоянии строить логические умозаключения. Да или нет?

И это — неправильный ответ.

Казалось бы, самое очевидное наше преимущество — мы умнее. Еще до недавнего времени считалось, что животным недоступны высшие формы мышления — например, способность делать логические умозаключения. Но это не так.

Многочисленные эксперименты с животными показывают, что они способны не только мыслить ассоциативно, но и выделять причинно-следственные связи. При этом речь идет не исключительно о приматах. Такие способности уверенно демонстрируют и крысы. Да что крысы! Даже рыбы.

Специалисты из Стэнфордского университета дока­зали, что у аквариумных рыбок отмечается довольно сложное логическое мышление. Например, они способны сделать вывод, что если A > B и B > С, то A > С. Не верите? Рыбки астатотиляпии постоянно борются за территорию и за самок с другими самцами. При этом у них хватает сообразительности, чтобы не бороться с заведомо более сильными противниками. Самцу-наблюдателю демонстрировали схватки между другими самцами, и он старался держаться подальше от победителя и поближе к побежденному. Эксперименты показали, что рыбка-наблюдатель способна сделать вывод, что самец А сильнее самца С, даже если она никогда не видела их схватки между собой. Ей достаточно узнать, что А сильнее B, а В сильнее C.

Самое удивительное, что аквариумные рыбки успешно справлялись с логическим тестом, с которым человеческие дети, как правило, начинают справляться только в возрасте 4–5 лет!

Угадали.

Казалось бы, самое очевидное наше преимущество — мы умнее. Еще до недавнего времени считалось, что животным недоступны высшие формы мышления — например, способность делать логические умозаключения. Но это не так.

Многочисленные эксперименты с животными показывают, что они способны не только мыслить ассоциативно, но и выделять причинно-следственные связи. При этом речь идет не исключительно о приматах. Такие способности уверенно демонстрируют и крысы. Да что крысы! Даже рыбы.

Специалисты из Стэнфордского университета дока­зали, что у аквариумных рыбок отмечается довольно сложное логическое мышление. Например, они способны сделать вывод, что если A > B и B > С, то A > С. Не верите? Рыбки астатотиляпии постоянно борются за территорию и за самок с другими самцами. При этом у них хватает сообразительности, чтобы не бороться с заведомо более сильными противниками. Самцу-наблюдателю демонстрировали схватки между другими самцами, и он старался держаться подальше от победителя и поближе к побежденному. Эксперименты показали, что рыбка-наблюдатель способна сделать вывод, что самец А сильнее самца С, даже если она никогда не видела их схватки между собой. Ей достаточно узнать, что А сильнее B, а В сильнее C.

Самое удивительное, что аквариумные рыбки успешно справлялись с логическим тестом, с которым человеческие дети, как правило, начинают справляться только в возрасте 4–5 лет!

Иллюстрация: Нюся Красовицкая

3. Все умения животных зашиты в их генах, в отличие от человека они не в состоянии придумать что-то новое и научить этому других. Да или нет?

А вот и нет.

Выше мы уже приводили несколько примеров изобретательности животных, когда дело касается добывания пищи. Возможно, эти примеры покажутся вам недостаточно убедительными, поскольку это вынужденные изобретения. А как быть со свободным твор­чеством типа искусства? Способны ли животные на такое? Оказывается, очень даже способны!

Несколько лет назад в Дарвиновском музее проходила выставка картин, нарисованных человекообразными обезьянами. Картины привезла приматолог Марина Ванчатова из Карлова университета в Праге, изучающая творчество шимпанзе, горилл и орангутанов. По словам Ванчатовой, обезьяны творят играючи, их радует сам процесс. При этом они не лишены чувства стиля и композиции.

Картины обезьян — яркая, экспрессивная, пробуждающая воображение мазня, для неспециалиста неотличимая от произведений многих художников ХХ века. Это не оценочное суждение.

На выставке обезьяньих шедевров проводился тест, в котором зрители должны были отличить их от картин Поллока, Кандинского и других мастеров абстрактного искусства. И только треть зрителей смогли разобраться, какие картины были созданы обезьянами, а какие — людьми.

Недаром Ванчатова считает творчество человеко­образных обезьян эволюционной предпосылкой искусства.

Правильно!

Выше мы уже приводили несколько примеров изобретательности животных, когда дело касается добывания пищи. Возможно, эти примеры покажутся вам недостаточно убедительными, поскольку это вынужденные изобретения. А как быть со свободным твор­чеством типа искусства? Способны ли животные на такое? Оказывается, очень даже способны!

Несколько лет назад в Дарвиновском музее проходила выставка картин, нарисованных человекообразными обезьянами. Картины привезла приматолог Марина Ванчатова из Карлова университета в Праге, изучающая творчество шимпанзе, горилл и орангутанов. По словам Ванчатовой, обезьяны творят играючи, их радует сам процесс. При этом они не лишены чувства стиля и композиции.

Картины обезьян — яркая, экспрессивная, пробуждающая воображение мазня, для неспециалиста неотличимая от произведений многих художников ХХ века. Это не оценочное суждение.

На выставке обезьяньих шедевров проводился тест, в котором зрители должны были отличить их от картин Поллока, Кандинского и других мастеров абстрактного искусства. И только треть зрителей смогли разобраться, какие картины были созданы обезьянами, а какие — людьми.

Недаром Ванчатова считает творчество человеко­образных обезьян эволюционной предпосылкой искусства.

Иллюстрация: Нюся Красовицкая

4. Животные в отличие от человека не способны к осознанию самих себя, например, они не узнают себя в зеркале. Да или нет?

Нет, вы ошиблись.

Самосознание традиционно считается одной из самых сложных форм мышления, доступных только человеку. Многие наши поступки, наш образ мыслей и поведение в обществе определяются тем, что каждый из нас осознает себя как личность. У человека есть собственное «я». Может, в этом его коренное отличие?

Конечно, у животных не спросишь, осознают ли они себя как личность. Однако ученые разработали довольно простой и эффективный эксперимент — так называемый зеркальный тест. На лоб спящего животного наносится метка краской без запаха — ее можно увидеть только в зеркале. По поведению животных, которые разглядывают себя в зеркале, можно довольно уверенно судить о степени их самосознания. Некоторые животные, глядя в зеркало, явно понимают, что метка расположена не у странного зверя в зазеркалье, а на их собственном теле, — трогают метку лапой, поворачиваются так, чтобы разглядеть ее получше.

Зеркальные тесты показывают, что способность осознавать самих себя появляется у людей лишь с 18 месяцев. А что же животные?

Способность узнавать самих себя уверенно демонстрируют все человекообразные обезьяны, слоны, дельфины и косатки, сороки и вороны.

А вот собаки, кошки и попугаи зеркальный тест не проходят.

Абсолютно точно.

Самосознание традиционно считается одной из самых сложных форм мышления, доступных только человеку. Многие наши поступки, наш образ мыслей и поведение в обществе определяются тем, что каждый из нас осознает себя как личность. У человека есть собственное «я». Может, в этом его коренное отличие?

Конечно, у животных не спросишь, осознают ли они себя как личность. Однако ученые разработали довольно простой и эффективный эксперимент — так называемый зеркальный тест. На лоб спящего животного наносится метка краской без запаха — ее можно увидеть только в зеркале. По поведению животных, которые разглядывают себя в зеркале, можно довольно уверенно судить о степени их самосознания. Некоторые животные, глядя в зеркало, явно понимают, что метка расположена не у странного зверя в зазеркалье, а на их собственном теле, — трогают метку лапой, поворачиваются так, чтобы разглядеть ее получше.

Зеркальные тесты показывают, что способность осознавать самих себя появляется у людей лишь с 18 месяцев. А что же животные?

Способность узнавать самих себя уверенно демонстрируют все человекообразные обезьяны, слоны, дельфины и косатки, сороки и вороны.

А вот собаки, кошки и попугаи зеркальный тест не проходят.

Иллюстрация: Нюся Красовицкая

5. Животные могут бездумно повторять слова человеческого языка, но не могут им осмысленно пользоваться. Да или нет?

Неправильно!

В соцсетях полно забавных видео, в которых животные «общаются» с людьми на человеческом языке. Разумеется, мы прекрасно понимаем, что все это не всерьез, что все эти попугаи, собаки и кошки на самом деле не понимают, что говорят. Собственно, это нас и смешит. Но давайте не будем спешить с выводами. Вот несколько удивительных фактов из книги Анны Смирновой и Зои Зориной «О чем рассказали «говорящие» обезьяны».

Американские исследователи Аллен и Беатрис Гарднер попытались научить шимпанзе говорить по-настоящему. Обезьянам трудно издавать звуки человеческого языка из-за различий в устройстве гортани, но ученые смогли научить их языку глухонемых. Первый «разумный контакт» состоялся с шимпанзе Уошо (супруги Гарднер воспитывали ее как собственного ребенка). Уошо не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приемные родители, но задавала вопросы, отпускала комментарии и сама заговаривала с ними.

За три года жизни с четой Гарднер Уошо освоила 130 знаков-слов языка глухонемых и научилась объединять их в простые предложения.

Вот один из примеров.

Уошо пристает к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую курит. Следуют знаки «дай мне дым», «дым Уошо», «быстро дай дым». В конце концов исследователь говорит: «Попроси вежливо». На что Уошо отвечает: «Пожалуйста, дай мне горячий дым». Впрочем, сигарету ей так и не дали.

Оказалось, что Уошо строит обобщения не хуже, чем дети, начинающие овладевать языком. Один из первых выученных ею знаков — «открой!» — она сначала применяла, чтобы ей открыли дверь комнаты, потом стала использовать его для открывания всех дверей, потом для ящиков, контейнеров, бутылок и наконец — даже чтобы открыть водопроводный кран. Уошо правильно использовала личные местоимения, представления о прошлом и будущем, порядок слов в предложениях — например, отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя».

Тем временем в лабораторию супругов Гарднер привезли несколько других недавно появившихся на свет шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. И когда у Уошо родился детеныш, он начал учиться жестам, наблюдая уже не за людьми, а за другими обезьянами. В итоге образовалось целое сообщество «говорящих» обезьян. Позднее аналогичные результаты были получены и с другими видами человекообразных обезьян. Гориллы и бонобо выучивали тысячи слов.

Эти исследования убедительно доказали, что животные способны осмысленно общаться между собой с помощью довольно развитого языка.

Правда, сами «говорящие» обезьяны не хотели ставить себя вровень с другими обезьянами. При тестировании они упорно называли себя людьми, видимо, полагая, что их способность говорить — главное человеческое отличие.

Так и есть.

В соцсетях полно забавных видео, в которых животные «общаются» с людьми на человеческом языке. Разумеется, мы прекрасно понимаем, что все это не всерьез, что все эти попугаи, собаки и кошки на самом деле не понимают, что говорят. Собственно, это нас и смешит. Но давайте не будем спешить с выводами. Вот несколько удивительных фактов из книги Анны Смирновой и Зои Зориной «О чем рассказали «говорящие» обезьяны».

Американские исследователи Аллен и Беатрис Гарднер попытались научить шимпанзе говорить по-настоящему. Обезьянам трудно издавать звуки человеческого языка из-за различий в устройстве гортани, но ученые смогли научить их языку глухонемых. Первый «разумный контакт» состоялся с шимпанзе Уошо (супруги Гарднер воспитывали ее как собственного ребенка). Уошо не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приемные родители, но задавала вопросы, отпускала комментарии и сама заговаривала с ними.

За три года жизни с четой Гарднер Уошо освоила 130 знаков-слов языка глухонемых и научилась объединять их в простые предложения.

Вот один из примеров.

Уошо пристает к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую курит. Следуют знаки «дай мне дым», «дым Уошо», «быстро дай дым». В конце концов исследователь говорит: «Попроси вежливо». На что Уошо отвечает: «Пожалуйста, дай мне горячий дым». Впрочем, сигарету ей так и не дали.

Оказалось, что Уошо строит обобщения не хуже, чем дети, начинающие овладевать языком. Один из первых выученных ею знаков — «открой!» — она сначала применяла, чтобы ей открыли дверь комнаты, потом стала использовать его для открывания всех дверей, потом для ящиков, контейнеров, бутылок и наконец — даже чтобы открыть водопроводный кран. Уошо правильно использовала личные местоимения, представления о прошлом и будущем, порядок слов в предложениях — например, отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя».

Тем временем в лабораторию супругов Гарднер привезли несколько других недавно появившихся на свет шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. И когда у Уошо родился детеныш, он начал учиться жестам, наблюдая уже не за людьми, а за другими обезьянами. В итоге образовалось целое сообщество «говорящих» обезьян. Позднее аналогичные результаты были получены и с другими видами человекообразных обезьян. Гориллы и бонобо выучивали тысячи слов.

Эти исследования убедительно доказали, что животные способны осмысленно общаться между собой с помощью довольно развитого языка.

Правда, сами «говорящие» обезьяны не хотели ставить себя вровень с другими обезьянами. При тестировании они упорно называли себя людьми, видимо, полагая, что их способность говорить — главное человеческое отличие.

Иллюстрация: Нюся Красовицкая

6. Животные могут испытывать примитивные эмоции, но только человек способен к сопереживанию. Да или нет?

А на самом деле — нет. Животные тоже могут сопереживать.

Хозяева домашних питомцев, без сомнения, ответят «да», хотя вы можете возразить, что они слишком пристрастны. На самом деле эмоциональность характерна не только для людей. Даже такая человеческая эмоция, как смех, не уникальна для нас. С ее помощью животные демонстрируют миролюбивость своих намерений — мол, «мы играем, нападаем не всерьез». В понимании такого сигнала ни в коем случае нельзя ошибиться: если кто-то примет шутливое нападение за истинное, это может стоить шутнику жизни. Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе собрали список из 65 видов животных, которые в той или иной форме умеют смеяться. Это может быть мурлыканье, свисты, чмоканье, хрюканье или, например, ультразвуковой писк, который издают крысы.

Почти все «смеющиеся животные» из списка — млекопитающие, но есть и три вида птиц — два вида попугаев и австралийские сороки.

Многие животные сопереживают себе подобным, то есть они могут проявлять «человечность», как и люди. Александр Марков в книге «Обезьяны, нейроны и душа» описывает эксперименты над мышами, убеждающие, что даже эти мелкие грызуны способны к сопереживанию. Если мышь видит или слышит страдания своей соседки, то острее испытывает собственную боль. Причем сопереживание тем сильнее, чем дольше эти мыши знакомы между собой. Даже такие недалекие птицы, как куры, испытывают явный стресс, если их цыплятам причиняют неприятные ощущения.

В основе нашей способности понимать эмоции других людей и сопереживать им лежит система «зеркальных нейронов». Эти нейроны возбуждаются в нашем мозгу не только когда мы сами выполняем какое-то действие или испытываем эмоцию, но и когда наблюдаем за кем-то, кто совершает аналогичное действие или испытывает эмоцию. Этот механизм, который «делает нас такими человечными», работает не исключительно в мозге человека. Многие животные с успехом им пользуются.

Вы правы, сочувствовать умеет не только человек.

Могут ли животные подобно человеку испытывать и выражать эмоции? Хозяева домашних питомцев, без сомнения, ответят «да», хотя вы можете возразить, что они слишком пристрастны. На самом деле эмоциональность характерна не только для людей. Даже такая человеческая эмоция, как смех, не уникальна для нас. С ее помощью животные демонстрируют миролюбивость своих намерений — мол, «мы играем, нападаем не всерьез». В понимании такого сигнала ни в коем случае нельзя ошибиться: если кто-то примет шутливое нападение за истинное, это может стоить шутнику жизни. Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе собрали список из 65 видов животных, которые в той или иной форме умеют смеяться. Это может быть мурлыканье, свисты, чмоканье, хрюканье или, например, ультразвуковой писк, который издают крысы.

Почти все «смеющиеся животные» из списка — млекопитающие, но есть и три вида птиц — два вида попугаев и австралийские сороки.

Многие животные сопереживают себе подобным, то есть они могут проявлять «человечность», как и люди. Александр Марков в книге «Обезьяны, нейроны и душа» описывает эксперименты над мышами, убеждающие, что даже эти мелкие грызуны способны к сопереживанию. Если мышь видит или слышит страдания своей соседки, то острее испытывает собственную боль. Причем сопереживание тем сильнее, чем дольше эти мыши знакомы между собой. Даже такие недалекие птицы, как куры, испытывают явный стресс, если их цыплятам причиняют неприятные ощущения.

В основе нашей способности понимать эмоции других людей и сопереживать им лежит система «зеркальных нейронов». Эти нейроны возбуждаются в нашем мозгу не только когда мы сами выполняем какое-то действие или испытываем эмоцию, но и когда наблюдаем за кем-то, кто совершает аналогичное действие или испытывает эмоцию. Этот механизм, который «делает нас такими человечными», работает не исключительно в мозге человека. Многие животные с успехом им пользуются.

Иллюстрация: Нюся Красовицкая

7. Многие животные демонстрируют социальное поведение, но лишь человеку доступны такие сложные социальные понятия, как «справедливость». Да или нет?

Ошибочное мнение.

Всем знакома расхожая фраза «Человек — общественное животное». Но человек — далеко не единственное общественное животное. Волки в стае, журавли в клине, селедки в косяке — все они демонстрируют непростое социальное поведение. А муравьи и пчелы по сложности социальной организации превосходят иные человеческие сообщества. Понятно, что их социальное взаимодействие запрограммировано генетически. Другое дело — мы, люди. Мы способны вырабатывать социальные нормы и взаимодействовать друг с другом, опираясь на них. Но насколько уникальна эта наша способность?

Голландский ученый Франс де Вааль много лет жизни отдал изучению человекообразных обезьян и пришел к выводу, что они вырабатывают сложные социальные нормы. Например, они склонны помогать друг другу и наказывают тех, кто обманывает или ведет себя угрожающе.

Обезьяны запоминают тех, кто оказал им услугу, и стараются отплатить тем же.

Более того, обезьяны имеют довольно твердое понятие о справедливости. К примеру, капуцин рад получить огурец в награду за выполненное задание. Но если он видит, что его сосед за то же задание получает виноград, то чувствует себя несправедливо обиженным и всячески выражает свое возмущение. Может даже запустить огурцом в экспериментатора.

Почему-то чувство справедливости у обезьян больше всего задевает философов, удивляется де Вааль. «Обезьяна не может испытывать чувство справедливости, ведь оно было изобретено во время Французской революции!» — цитирует он одного из своих оппонентов. Другой оппонент де Вааля настаивал на том, что о справедливости можно было бы говорить, только если бы обезьяна в знак протеста отказалась не от огурца, а от винограда. Де Вааль повторил эксперимент на шимпанзе, и произошло именно это. Нашлись обезьяны, которые гордо отказались от любимого винограда, когда обнаружили, что их соседей «обидели» огурцом.

Правильно!

Всем знакома расхожая фраза «Человек — общественное животное». Но человек — далеко не единственное общественное животное. Волки в стае, журавли в клине, селедки в косяке — все они демонстрируют непростое социальное поведение. А муравьи и пчелы по сложности социальной организации превосходят иные человеческие сообщества. Понятно, что их социальное взаимодействие запрограммировано генетически. Другое дело — мы, люди. Мы способны вырабатывать социальные нормы и взаимодействовать друг с другом, опираясь на них. Но насколько уникальна эта наша способность?

Голландский ученый Франс де Вааль много лет жизни отдал изучению человекообразных обезьян и пришел к выводу, что они вырабатывают сложные социальные нормы. Например, они склонны помогать друг другу и наказывают тех, кто обманывает или ведет себя угрожающе.

Обезьяны запоминают тех, кто оказал им услугу, и стараются отплатить тем же.

Более того, обезьяны имеют довольно твердое понятие о справедливости. К примеру, капуцин рад получить огурец в награду за выполненное задание. Но если он видит, что его сосед за то же задание получает виноград, то чувствует себя несправедливо обиженным и всячески выражает свое возмущение. Может даже запустить огурцом в экспериментатора.

Почему-то чувство справедливости у обезьян больше всего задевает философов, удивляется де Вааль. «Обезьяна не может испытывать чувство справедливости, ведь оно было изобретено во время Французской революции!» — цитирует он одного из своих оппонентов. Другой оппонент де Вааля настаивал на том, что о справедливости можно было бы говорить, только если бы обезьяна в знак протеста отказалась не от огурца, а от винограда. Де Вааль повторил эксперимент на шимпанзе, и произошло именно это. Нашлись обезьяны, которые гордо отказались от любимого винограда, когда обнаружили, что их соседей «обидели» огурцом.

И ЧТО ВСЕ ЭТО ЗНАЧИТ?

Так существует ли коренное отличие, которое делает нас людьми?


Ребенок смотрит на орангутанга, сидящего за стеклом в своем вольере в зоопарке Тиргартен Шенбрунн в Вене, Австрия, 9 марта 2018 года. Зоопарк Тиргартен Шенбрунн, основанный в 1752 году, является старейшим постоянно действующим зоопарком в мире. Фото: EPA

В течение многих веков была незыблемой теологическая догма, согласно которой только человек обладает душой. Всем остальным живым существам в душе было отказано. Не все религии согласны с этим. Например, буддисты верят в реинкарнацию душ, причем душа может переселяться из человека в животное и из животного в человека. Однако в целом мы все склонны разделять точку зрения о том, что человеку свойственны некие особые душевные качества, которых нет у животных.

Надо сказать, многие серьезные ученые также были в этом убеждены. Так, великий математик Рене Декарт считал животных неодушевленными машинами. А суть человека он видел в его способности рационально мыслить и испытывать субъективные переживания. Отправной точкой его философии было выражение Cogito ergo sum — «Я мыслю, следовательно, я существую». Однако шли годы, и наука признавала за животными все больше и больше прав на мышление и другие «душевные» проявления.

Полтора века назад Чарльз Дарвин высказал крамольную мысль. В своей знаменитой книге «Происхождение человека» он прямо написал, что различия между мышлением человека и животных имеют не столько качественный, сколько количественный характер. И в самом деле, добываемые наукой факты продолжают подтверждать это. Как мы убедились, животные в состоянии логически мыслить, испытывать эмоции, понимать намерения других и сопереживать, изготавливать орудия труда, придумывать новое и делиться опытом, осмысленно общаться с помощью языка и вырабатывать сложные социальные нормы. Естественно, в каждом из этих компонентов мы быстрее, умнее, сильнее, но, возможно, Дарвин прав — отличия эти в основном количественные.

И все же за всем многообразием небольших «ко­личественных» отличий прослеживается явная большая закономерность, которую отмечают многие современные ученые-эволюционисты.

Сила человека — в культуре, то есть способности вырабатывать, передавать и сохранять полезную информацию негенетическим путем.

Нам повезло, что наши далекие предки в своем биологическом развитии сделали ставку не на зубы и когти, а на изощренный мозг и развитые органы коммуникации. Благодаря этому люди начали регулярно изобретать новые технологии и делиться друг с другом своими знаниями. Особую роль тут сыграл язык. Люди научились общаться с помощью слов, а это помогло развиться сложному абстрактному мышлению, которое в свою очередь способствовало дальнейшему развитию новых технологий и культуры в целом.

В общем, закрутилась эволюционная спираль. Особенности биологического развития человека сделали возможным появление человеческой культуры, культура обеспечила человеку мощное эволюционное преимущество перед другими животными, что подтолкнуло биологическую эволюцию человека в том же направлении.

Так что не будет большим преувеличением сказать, что именно культура сделала нас людьми. Именно она определила наши основные биологические особенности, отличающие нас от других животных.

Андрей Константинов,
Георгий Васильев

Интервью

«У животных есть культурные традиции»


Александр Марков. Фото из соцсетей

Пытаясь найти коренное отличие человека от животного, мы побеседовали с Александром Марковым — профессором РАН, эволюционным биологом, известным популяризатором науки, автором интереснейшего двухтомника «Эволюция человека» (кстати, готовится к выпуску третий том).

— Александр, как бы вы ответили на вопрос: «Чем человек отличается от животного?»

— Вопрос некорректно поставлен. Это то же самое, что спросить: «Чем курица отличается от птицы?» Человек — одно из животных. Необычное по ряду признаков, но тем не менее. Современные люди — это один из видов царства животных, класса млекопитающих, отряда приматов.

Человек разумный? Скорее, Человек культурный

— А если спросить немного иначе: «Чем человек отличается от других животных?» Обычный ответ — разумом. Недаром наше видовое название — Человек разумный. Насколько этот ответ точен?

— Не так-то просто определить, что такое разум, и тем более измерить его. Среди исследователей интеллекта животных его главной мерой считается способность находить решения в новых ситуациях, когда у животного нет опыта решения таких задач. Причем решение должно быть найдено не методом проб и ошибок, не «методом тыка»! Животное должно изучить ситуацию, подумать и понять, что делать.

Но если так определять интеллект, получится, что люди не очень-то умны. Исследования показывают, что наша способность решать новые задачи без предварительного обучения не особенно хороша. На самом деле, мы сильны другим.

Вот вам пример: большую часть своей истории люди были охотниками и собирателями. У нас все инстинкты должны быть заточены на решение типичных проблем охотников и собирателей. Но современные люди сплошь и рядом не справляются с такими задачами! Вспомним погибшие экспедиции в Арктике или в пустынях Австралии — вокруг них была достаточно богатая экосистема, в которой аборигены веками добывают еду, а европейские исследователи не могли сообразить, как это сделать. Не потому, что эскимосы умнее, а потому, что искусство караулить нерпу и делать правильный гарпун передается из поколения в поколение. Если спросить эскимоса, почему он делает так, а не иначе, — все, что он сможет ответить: «таков наш обычай». То есть решить проблему пропитания ему помогает культура, а не интеллект. Получается, именно культура, а не индивидуальные способности делает человека «разумным».

— Получается, культура — это и есть наше основное отличие?

— Да. Уверен, главное отличие человека от животных — именно в развитии культуры и в нашей способности развивать культуру. Культура ведь основана на нашем умении учиться друг у друга.

Ничто человеческое животным не чуждо

— А у животных совсем нет культуры?

— В зачаточной форме есть. Культуры животных — это целый новый пласт исследований. Тут есть много известных историй, например, про английских синиц, научившихся открывать молочные бутылки, которые оставляют на крыльце по утрам британские молочники. Сначала это поведение наблюдали только в одном поселке, потом оно распространилось на большую территорию: синицы смотрели на других синиц и учились у них.

Есть похожая история о том, как одна молодая самка макаки научилась мыть батат, и эта практика тоже распространилась. Или диалекты птичьих песен — они отличаются в разных популяциях. Птицы явно учатся друг у друга. Есть и множество других примеров культурных традиций у самых разных видов животных, их даже у насекомых находят.

— Распространено мнение, что все наши отличия от животных — скорее количественные, а не качественные: любые человеческие свойства у них есть, но в зачаточном состоянии.

— Можно сказать и так. Но мне кажется, что наше общение качественно отличается от общения животных. У нас развилось абсолютно уникальное сверхэффективное средство социального обучения — язык. Да, у животных тоже есть системы коммуникации: они могут что-то друг другу передать с помощью звуков, мимики и жестов, выражения «лица». Но человеческий язык радикально превосходит все другие системы коммуникации животных по эффективности, по сложности передаваемой информации, по возможностям сообщать о событиях, происходящих не здесь и не сейчас.

— Человеческий язык возник благодаря развитию культуры или благодаря каким-то генетическим особенностям?

— В современной науке этот процесс представляют как генно-культурную коэволюцию, то есть как эволюцию, в которой генетические и культурные изменения поддерживают друг друга и опираются друг на друга. И у людей, и у животных культура влияет на естественный отбор. Грубо говоря, если бы те английские синицы из поколения в поколение открывали молочные бутылки, то постепенно бы стали отбираться такие генотипы, которые лучше приспособлены к этому: клювик стал бы более удобным для открывания бутылок, а лапки — чтобы сидеть на горлышке бутылки. В конце концов, и само это поведение могло бы закрепиться генетически. Так и язык человеческий развивался в ходе генно-культурной коэволюции, и наш мозг постепенно подстраивался под язык.

— А ведь есть еще концепция, что мы не только от животных, но и от всех живых существ качественно отличаемся: своей ролью в эволюции. Все остальные виды участвуют только в эволюции генов, а мы — в эволюции культуры. То есть благодаря нам в эволюцию включились небиологические объекты, мемы — идеи и технологии. И в результате такой специализации мы все время сами себя создаем.

— Да, это правильно, но в зачатке и у шимпанзе это есть, у них свои мемы. В одной группе шимпанзе наблюдали возникновение традиции засовывать себе травинку в ухо. 

Одна самка зачем-то придумала это — и ходит такая с травинкой. А другие стали подражать, и уже после того, как эта самка умерла, еще какое-то время продолжали это делать. Типичный случай распространения мема.

Людей создало общество

— Еще одно отличие человека, о котором часто вспоминают, — наличие души или сознания. Когда у животных возникают ощущения и чувства, когда они перестают быть просто машинами? Например, кот явно переживает разные чувства, а вот насчет рыбок или насекомых — уже непонятно.

— По поводу сознания в науке по-прежнему преобладают догадки и общие рассуждения. Немного понятнее, как возникает самосознание, представление о себе. Социальным животным очень важно уметь правильно моделировать психику своих сородичей, чтобы понимать, как лучше с ними себя вести, и предвидеть их реакции. Для этого нужно иметь мысленную модель психики другого индивида. А как ее построить? Удобнее всего использовать самого себя в качестве основы для такой модели: представлять, что бы я сделал в этой ситуации, как бы я отреагировал. И потребность в совершенствовании такой модели психики окружающих на каком-то этапе приводит к тому, что у человека возникает ощущение «я», самосознание. Но как его измерить и какие нейроны возбуждаются при этом — мы не знаем.

— Гипотеза социального интеллекта, выдвинутая антропологом Робином Данбаром, утверждает, что объем мозга у приматов разных видов прямо пропорционален размеру типичной группы особей этого вида. И у людей мозг самый большой в связи с тем, что мы живем большими группами?

— С тех пор наука продвинулась дальше. Действительно, объем мозга, точнее, объем его коры, растет с размером группы, причем не только у при­матов, но и у китообразных. Но на самом деле все сложнее. На объем коры влияют и другие факторы: продолжительность жизни и детства (чем оно длиннее, тем дольше период интенсивного обучения), сложность отношений в группе, частота случаев социального обучения, когда одни особи перенимают какое-то поведение у других. То есть объем мозга связан с разными параметрами, которые создают в группе условия для развития культуры, для социального обучения. Размер группы — один из таких параметров: ведь чем больше группа, тем больше моделей для подражания и потенциальных учеников.

Самые общительные живые существа

— Получается, мы отличаемся от животных не столько разумом, сколько особым его видом, социальным интеллектом?

— Да, и эти отличия можно измерить, если давать людям и животным разные типы задач. Допустим, одни на пространственное мышление, а другие — на точное копирование чьих-то действий или понимание их смысла.

В одном известном эксперименте маленьких детей сравнивали с шимпанзе и орангутанами в тестах разных типов. И по пространственным, инструментальным или математическим задачам дети до двух с половиной лет вообще не обогнали обезьян, а вот по социальным задачам, и только по ним, дети оставили обезьян очень далеко позади.

— А как насчет языковых задач? Обезьяны, которых учили языку жестов, они ведь не столь успешны в освоении языка, как человеческие дети.

— Конечно. Даже человек, если пропустит возраст, подходящий для усвоения языка, уже не научится говорить. Точнее, научится примерно в такой же мере, в какой можно обучить языку шимпанзе или гориллу. А у дошкольников есть суперспособность: они выхватывают язык просто из воздуха, их же даже никто не учит. Это явно врожденная человеческая способность.

— Когда изучаешь истории «маугли», детей выкормленных зверями или по иным причинам выросших вне общества, кажется, что они и не стали людьми. И наоборот, обезьяны, которых научили языку жестов, всегда причисляют себя к людям, а не к животным. Так может, человеческая сущность вообще не лежит в биологической природе, а закодирована в культуре? Если культура интегрируется в мозг, то ты человек.

— Абсолютно. Без культуры мы не люди. Научный факт.

Андрей Константинов

«ВСЕНАУКА» РЕКОМЕНДУЕТ

Топ-5 книг об эволюции человека

  • Как обезьяна превратилась в человека?
  • В каких отношениях состоял homo sapiens с другими видами людей?
  • Чем человек отличается от других животных?
  • Эволюционирует ли человек сейчас?

Эксперты программы «Всенаука» оценили сотни научно-популярных книг, изданных на русском языке. Это позволило сформировать чарты лучших книг по самым важным темам. Среди важнейших тем почетное место занимает «Эволюция человека». Мы публикуем пятерку лучших книг по этой теме по версии «Всенауки».

Первые две строчки рейтинга занимает двухтомник Александра Маркова. У томов в названии есть общая часть — «Эволюция человека», но читать их можно и как самостоятельные произведения. За свою работу Марков получил премию «Просветитель». А второй том «Обезьяны, нейроны и душа», посвященный эволюционному объяснению человеческой психики, попал в список бесплатных книг «Всенауки». Его можно скачать бесплатно и при этом совершенно легально на сайте программы.

Практически такие же высокие оценки экспертов получил двухтомник Станислава Дробышевского «Достающее звено».

В топ-5 вошла также книга Александра Соколова «Мифы об эволюции человека».

В совокупности эти книги собрали в себе ответы на большинство вопросов, которые могут возникнуть у читателя-неспециалиста, который хочет понимать, как устроены современные представления о происхождении человека.

Очевидно, что «Эволюция человека» — одна из излюбленных тем российских популяризаторов науки. Так что в чарт «Всенауки» попала только одна книга по этой теме, написанная иностранным автором, — «Генетическая одиссея человека» Спенсера Уэллса. Автор предлагает проследить эволюционный путь человечества, основываясь на самых современных данных популяционной генетики и молекулярной биологии.

Больше книг по этой теме, а также книги по другим темам современной картины мира вы можете самостоятельно найти, воспользовавшись книжным навигатором на сайте «Всенаука».

а еще

Бесплатный Докинз и Марков на «Всенауке»

В течение 2020 года «Всенаука» провела исследование важнейших научно-популярных книг, изданных на русском языке. Эксперты определили 1400 текстов по ключевым темам — от биологии и психологии до математики и социальной теории.

«Всенауке» удалось выкупить права на важнейшие из этих книг у издателей, и теперь они легально доступны для скачивания всеми желающими.

Друзья. Присылайте нам фотографии своих питомцев и рассказы о том, как «по-человечески» они умеют выражать свои эмоции и желания. Мы отберем самое интересное и опубликуем отдельно на сайте «Новой газеты».

Вот почта: fromreaders@novayagazeta.ru

Знакомьтесь: Фенимор! Фото: Ирина Тумакова / «Новая газета»