Четвертого августа — ровно год со дня разрушительного взрыва в порту Бейрута. В тот страшный день погибли 207 человек, более 6500 получили ранения. Центральные районы ливанской столицы, примыкавшие к порту, безвозвратно утрачены, сильно пострадали даже кварталы в радиусе 20 километров от эпицентра взрыва. 300 тысяч человек остались без крыши над головой.
Взрыв произошел в результате детонации многотонного груза аммиачной селитры, хранившегося в порту. По оценкам экспертов, мощность взрыва составила около 1,1 килотонны в тротиловом эквиваленте, и это третий по мощности взрыв, который когда-либо видел мир (не считая, конечно, испытаний ядерного оружия).
На следующий день после взрыва был сформирован комитет по расследованию во главе с исполняющим обязанности премьер-министра Ливана Хасаном Диабом. Помощь в расследовании предложили и зарубежные правоохранители — в частности, французская прокуратура и ФБР. Ливан согласился принять эту помощь, при этом категорически отклонив самостоятельный мандат международного следствия. Международное расследование — это то, на чем сейчас, год спустя, настаивает все ливанское и международное правозащитное сообщество.
За минувший год мы узнали ответы на многие вопросы о случившемся: почему в порту, в самом центре ливанской столицы, хранилось такое большое количество опасных взрывчатых веществ? Кто их там хранил? Кто их покупал, кто перевозил и где был конечный пункт назначения опасного груза?
Без ответа остается один-единственный вопрос: когда настоящие виновные понесут наказание?
Русский след
Факт, о котором заговорили сразу, спустя несколько часов после взрыва: 2750 тонн нитрата аммония было выгружено в порту Бейрута еще в 2013 году с судна Rhosus, ходившего под молдавским флагом (судовладельцем и капитаном при этом были россияне, Интерпол затребовал выдачи обоих, однако Россия отказала). Rhosus вез груз селитры, принадлежавший британской компании Savaro Limited, из грузинского Батуми в Мозамбик. По пути он зашел в порт Бейрута на ремонт, не смог заплатить портовых сборов и в результате был арестован вместе с грузом. Типичная морская история, в которой никак невозможно было заподозрить второе дно. Но взрыв в порту спустя 7 лет после случая с судном раскрыл тонкую интригу.