Сюжеты · Общество

«Пощечина Москве»

На Сретенке строят элитные апартаменты, а местные жители боятся, что из-за этого строительства их дома развалятся

Москва. Вид на Пушкарев переулок с Трубной улицы. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Если заходить на Пушкарев переулок с Трубной, нужно подниматься в горку. Пространства между домами мало, переулок узенький, и московская жара здесь ощущается легче. Тем более одна сторона улицы тенистая. Жизнь в переулке как будто затвердела на солнцепеке: в узких форточках лениво колышутся шторки, на зеленых лужайках, где цветут кусты роз, мирно расселись голуби. Людей здесь практически нет, только редко проходят дамы в шляпках и легких сарафанах, некоторые — с собачками, да жилищники поливают клумбы из шланга. В сквере с детской площадкой подростки сидят и едят мороженое в тени деревьев. Их разговоры заглушают звуки ковшей, буров и крики рабочих на соседней стройплощадке. Так в сретенской тишине прорастает будущий апарт-отель «Дом с бассейном»: «6-этажное здание с панорамными окнами и видовыми террасами общей площадью более 10 600 кв. метров».

К созданию проекта было привлечено британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. Застройщик, компания «Главстрой», сообщает о том, что в своей работе британцы вдохновлялись творчеством Пикассо, что для них большое значение имеет «уважение к контексту», и будущий дом с бассейном и подземной автостоянкой ориентирован на людей, «которые любят и ценят старую Москву». Но только жители Сретенки отчего-то не рады новому соседству.

Старожилы помнят: по адресу: ул. Сретенка, 13/26, раньше был небольшой двухэтажный дом, в котором располагался магазин «Грибы-ягоды». В магазине действительно продавались ягоды и грибы: малиновое варенье, соленые, в живописных кадушках рыжики, моченые грузди, сушеные боровики. У здания была кафельная облицовка оттенка слоновой кости, его можно увидеть на многих фотографиях старой Москвы. Но ближе к началу 2000-х дом был снесен по неизвестным причинам: найти акт признания дома аварийным жителям Сретенки не удалось. На месте разрушенных «Грибов-ягод» долгое время работала парковка, но в апреле ее огородили забором и каменными блоками, привезли туда туалетные кабины для рабочих и повесили паспорт объекта. Так жители узнали, что здесь построят элитный апарт-отель. При этом в зону застройки попала также и часть территории примыкающего сквера. 

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Этот зеленый, заросший деревьями кусочек — один из немногих в сретенских переулках, это буквально легкие улицы.

«К нам люди с других переулков приходят подышать», — говорит Екатерина Кузнецова, сейчас она координирует группу «Спасем Сретенку». Действительно, в переулках этого старого московского района дома буквально прилипают друг к другу: редкие деревья здесь растут только во внутренних двориках или на небольших придомовых территориях. Совет депутатов Мещанского района отправлял запрос мэру города, чтобы признать зеленую зону рядом со снесенными «Грибами-ягодами» сквером, но до сих пор из администрации нет никакой реакции.

В конце апреля — начале мая застройщик уже пытался оградить зону с деревьями и, как говорят местные, «поставить там туалеты для строителей», но жители района вышли на защиту своего непризнанного скверика. Забор вокруг бывшей парковки до сквера не продлили, пешеходную дорожку между детской площадкой и стройкой людям удалось отвоевать.

О строительстве апарт-отеля сообщает информационный щит. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Девелопером проекта выступает компания «Главстрой», которая входит в десятку крупнейших застройщиков России. Прежде «Главстрой» входил в группу «Базовый элемент», которая принадлежит крупному бизнесмену Олегу Дерипаске, но в 2018 году строительный гигант сменил собственника, им стала компания «Либра Холдингс». Один из совладельцев «Главстроя» — Аркадий Саркисян — человек, чрезвычайно близкий к Олегу Дерипаске, в 90-е годы возглавлявший его службу безопасности.

Нынешняя попытка построить новый объект на Сретенке — не первая. В 2003 году правительство Москвы согласовало строительство гостинично-делового комплекса — однако позже согласование по неясным причинам было отозвано, а место отдали под паркинг. И вот в декабре 2020 года Комитет государственного строительного надзора города Москвы выдал «Главстрою» разрешение на строительство «апарт-отеля со встроенными помещениями общественного назначения, подземной автостоянкой», а московская государственная экспертиза, соответственно, одобрила проект. Землю предоставили застройщику на основе договора аренды земельного участка, заключенного еще в 2018 году.

Теперь же процесс строительства затормозили уже местные жители, которые потребовали провести историко-культурную экспертизу на застраиваемой территории. Они уверены, что под «Грибами-ягодами» лежит что-то значимое. В департаменте культурного наследия поначалу разводили руками и говорили, что «обследования показали нецелесообразность раскопок», однако жители все же добились своего — археологические работы на месте возведения объекта начались. Теперь строительство «постмодернистского монстра» (так местные окрестили «Дом с бассейном») отложено минимум до сентября. Но, несмотря на продолжающиеся раскопки, жители верхних этажей соседнего дома уже выходят на дежурство у своих окон и следят, чтобы археологические работы не переросли в строительные. Снизу наблюдать за этим невозможно: территория огорожена, вокруг ходят охранники. Только через щель в заборе видно, что там ходит археолог — у него это написано на оранжевом жилете.

Улица Сретенка. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Однако главная тревога жителей Сретенки — не судьба зеленого уголка и даже не аутентичный внешний вид старой улицы, а в целом сохранность квартала. Под апарт-отелем застройщик собирается рыть гараж, а печальный опыт с глубинными работами на Сретенке уже был. Пару лет назад при схожих обстоятельствах обрушился исторический объект, доходный дом по адресу: Пушкарев переулок, 12: там тоже пытались соорудить парковку прямо под домом, как свидетельствуют местные жители. Жильцы, по счастью, были отселены еще до начала работ, а сейчас от здания остался только фундамент с раскрошенным красным кирпичом.

Такое происходит из-за подземных вод. «Сретенка стоит на гидроразрезе двух рек — Неглинки и Яузы. Из-за этого на Сретенском холме множество подземных речушек. Когда раскапывают котлован и возводят его «стены», то подземные течения изменяют свое русло и из-за этого страдают соседние дома, ведь у них подмывает фундамент», — говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Мария Коробова. Похожая ситуация была при строительстве ТЦ «Манеж»: изменение гидросистемы под асфальтом привели к иссушению Александровского сада и разрушению оснований соседних зданий. Соседи будущего апарт-отеля опасаются, что проектировщики не учли эту особенность сретенского грунта. К слову, напротив стройки в подвале шестиэтажного жилого дома находится филиал Театра Маяковского — и дом, и театр могут пострадать первыми.

Как и во многих локальных конфликтах, в противостоянии на Сретенке большую роль, конечно, играет отсутствие желания разговаривать и договариваться с жителями.

Для застройщика люди, живущие по соседству, — просто внешнее обстоятельство, отягчающее застройку. А жители Сретенки чувствуют себя настоящими хозяевами города.

Кто еще тут может быть хозяином, как не москвичи? Местные жители всерьез обижены тем, что «общественные слушания» прошли формально и без большого стечения заинтересованной публики. Теперь люди пытаются использовать другие законные рычаги для остановки незаконной, как им кажется, застройки. В частности, представители инициативной группы в разговоре с корреспондентом «Новой» настаивали на том, что застройщик отказывается предъявлять ордер Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) — эта бумага подтверждает, что у компании есть право на проведение земельных работ. Однако «Новая» обратилась в ОАТИ, и там нам ответили, что ордер у застройщика все же имеется.

ОФИЦИАЛЬНО

Объединение административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ):

В ответ на ваш запрос сообщаем, что на основании представленной документации, соответствующей требованиям постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 № 284-ПП «Об утверждении порядка оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве», на установку и содержание временных ограждений и временных объектов Инспекцией в установленном порядке оформлен ордер № 21010143 на объект по адресу ул. Сретенка, владение 13/26, строение 1.


«Новая» обратилась и в Департамент культурного наследия Москвы — с вопросом о возможных памятниках в грунте на месте строительства. Там нам ответили, что на Сретенке действительно «уже начаты археологические исследования» и «все уникальные находки будут сохранены». Однако, по мнению сотрудников департамента, «сооружений, обладающих признаками объектов культурного наследия, на земельном участке нет».

ОФИЦИАЛЬНО

Депортамент культурного наследия города Москвы: 

Земельный участок по адресу: улица Сретенка, вл. 13/26, стр.1, Пушкарев переулок, вл.26, стр.4 входит в зону охраны объектов культурного и археологического наследия. Согласован необходимый раздел, который обеспечивает их сохранность. В соответствии с законодательством все работы здесь проводятся в сопровождении археологов. На основании открытого листа и данного раздела уже начаты археологические исследования.

В рамках археологических исследований археологи обследуют эту территорию, все уникальные находки будут сохранены. Сооружений, обладающих признаками объектов культурного наследия, на земельном участке нет.

Сейчас инициативная группа готовит новый запрос в Департамент культурного наследия Москвы. Люди хотят, чтобы территорию стройки признали зоной регенерации — местом, где можно только восстанавливать исторический облик Сретенки, а не возводить новый объект. Сретенцы настроены решительно: если в московском департаменте запрос не удовлетворят, они намерены добиваться своего в судебном порядке.

Никита Ильин, специально для «Новой»