Единственная ВИЧ-сервисная организация в городе, работающая со всеми уязвимыми группами, проводит информационную работу и предоставляет средства профилактики ВИЧ. А также тестирует на ВИЧ, анонимно и бесплатно.
«Сейчас открытие СПИД-сервиса — в том числе политический вопрос, — говорит глава «Проекта Апрель» Татьяна Кочеткова. — Это непопулярная тема, потому что под удар поставлены социально уязвимые группы: люди, употребляющие наркотики, находившиеся в местах лишения свободы, ЛГБТ-сообщество в силу его закрытости и сепарирования от общества, где проблемы замалчиваются. Люди не хотят открываться».
Кочеткова рассказывает, что в начале 2000-х в Тольятти активно рос спрос на психоактивные вещества. Росло и предложение. В городе появился героин, и во время так называемой «первой волны» ВИЧ инфицировались люди, употребляющие наркотики, — тогда толком никто не знал, что это за вирус и что с ним делать.
Сейчас же, согласно статистике, большая часть случаев инфицирования происходит половым путем: из популяции людей, употребляющих наркотики, ВИЧ-инфекция шагнула дальше. «Не проводилась своевременная профилактика», — говорит Кочеткова.
Вторая причина: люди скрывают причину инфицирования из-за ужесточающейся наркополитики.
«Некоторые женщины, например, во время беременности узнают об инфицировании. Оказывается, что супруг давно несколько раз экспериментировал с наркотиками, а потом забыл, закрыл для себя эту историю и не знал об инфицировании. Он женился, спустя годы чувствовал себя нормально, но ВИЧ у него был. Когда об инфицировании становится известно, люди стараются скрыть путь передачи, если он связан с наркотиками. Конечно, это влияет и на статистику, хотя инфицирование действительно «шагнуло в массы», и теперь не застрахован никто. ВИЧ-инфекция может развиваться так, что человек 10–15 лет не ощущает, что в нем присутствует инфекция, потому что иммунная система подтачивается не так быстро», — объясняет глава «Проекта Апрель».
«Мы научились привлекать финансирование, в том числе, крупных международных доноров, мы имеем хорошую репутацию среди профессионалов и сообществ, — рассказывает Кочеткова. — Нам говорят чиновники, мол, мы снимаем шляпу перед тем, что вы делаете. На этом поддержка исчерпывается, потому что у города нет денег и тема непопулярная. Потребители наркотиков как целевая группа не в приоритете у здравоохранения».