Двусмысленность
В этом году некорректно составленное задание встретилось и мне. На экзамене по русскому языку, который проходил 3 июня, мне достался отрывок из книги Константина Симонова «Живые и мертвые». После отрывка в задании 21 нужно было выбрать не соответствующие тексту высказывания. Вот отрывок текста, с которым надо было сопоставить одно из высказываний: «…О нем (командире) говорят, что он умеет беречь людей. Но что значит — «беречь людей»? Ведь их не построишь в колонну и не уведешь с фронта туда, где не стреляют и не бомбят и где их не могут убить. Беречь на войне людей — всего-навсего значит не подвергать их бессмысленной опасности, без колебаний бросая навстречу опасности необходимой».
А вот и само высказывание: «люди считали, что командир бережет своих бойцов, потому что он не подвергает их ложной опасности».
Я посчитала, что это высказывание соответствует тексту, так как в тексте пояснялось, что значит «беречь людей». Но после экзамена это задание не давало мне покоя, и я решила спросить репетиторов по русскому языку и школьных учителей, верны ли мои рассуждения. Они дружно назвали задание странным и заявили: «Это высказывание может являться как ложным, так и правильным. Оно неоднозначно. Все зависит от логики человека. Можно подумать, что писатель излагает позицию людей, считавших, что командир умеет беречь своих воинов. А можно счесть это мыслями самого автора».
Ученики до объявления результатов тоже спорили насчет этого вопроса: кто-то думал так же, как и я, а кто-то иначе. И те и другие были правы в своих рассуждениях, но заветный балл получили далеко не все. За 21-е задание дается 1 первичный балл (2 тестовых балла). Все остальные высказывания в этом номере были однозначными, в них ошибиться было невозможно. Так что баллы в итоге оказались потеряны из-за спорного задания. Я написала экзамен по русскому на 94 балла, а могла бы на 96.
К сожалению, мы никогда не узнаем правильный ответ на это задание, так как мы можем видеть только баллы, выставленные за каждый номер. Ответы же не публикуются.