1. Болельщицкий
По-настоящему я болел всего три раза в жизни. В первый раз — по политическим причинам за чехословацких хоккеистов, отомстивших советским за разгром Пражской весны — хотя бы на льду. Второй раз — из патриотизма за хоккеистов рижского «Динамо» времен Тихонова, особенно когда они играли и выигрывали у ЦСКА. Третий раз мотив был чисто эстетическим: голландский футбол эпохи Кройфа, который свободой и гением напоминал «Битлз».
С тех пор я ни за кого не болел, кроме самого футбола. Красота игры не зависит от победы, да и не нуждается в ней: ничья бывает прекрасна, как танго.
Лишенный азарта заядлых болельщиков, я не умею смешиваться с ними на трибунах и чувствую себя в толпе молчаливым изгоем. Поскольку мне не удается вписаться ни в одну когорту, я сдаюсь телевидению. Если верить его операторам, то стадионы заполняют полногрудые девицы, их раскрашенные в цвета национального флага кавалеры и другие экстравагантные персонажи. Одни в доспехах, другие с дьявольскими рожками, третьи, как это случилось со швейцарцами, с коровьими боталами. Русских болельщиков, если верить опоясывающей стадион рекламе, представлял «Газпром», что и к лучшему: на прошлом чемпионате они сидели в тельняшках и ушанках — не по погоде.
Телевизор — удобная футбольная машина, но у него есть субстанциальный порок: неизбежное насилие над зрителем. Мы видим то, что нам показывают. Футбол же не столько приключения мяча, сколько игра без него. Представим, что в шахматах, с которыми так любят сравнивать футбол, нам бы демонстрировали лишь ту фигуру, которой ходят.
Между тем тактику можно обнаружить, понять и оценить, глядя на поле сверху и целиком. Считается, что именно тут и именно так можно «прочитать» национальный характер команды. Дисциплинированный марш немцев от ворот к воротам. Бразильская самба, где каждый пляшет сам с собой, не отдавая мяча ни своим, ни чужим. Итальянцы, которые летучими мышами висят на собственных воротах и носят имена из галереи Уффици. Русские, хаотически передвигающиеся по слишком большому для них полю.
Но все это старомодная чепуха, восходящая к романам Жюля Верна с их вторичными национальными признаками. Стираясь повсюду, они не могли сохраниться и в футболе, ставшем космополитическим предприятием объединенной Европы. Здесь и только здесь разноязыкие миллионеры потом и кровью честно зарабатывают свои бешеные деньги на глазах у всех. Я люблю футбол и за это.