К загадочной истории о штрафе в 1,018 млрд рублей, наложенном 1 июля на крупнейших нефтетрейдеров, лучшим комментарием мог бы служить сибирский миф, упоминавшийся Борхесом в его «Бестиарии». У первой антилопы было шесть ног. При таком устройстве поймать ее было нереально, и божественный охотник Тунг-пой смастерил коньки из указанного ему лаем собаки священного дерева. Они мчались как стрела; чтобы тормозить их бег, охотник вставлял в них клинья, сделанные из другого волшебного дерева. Тунг-пой преследовал антилопу по всему небосводу. Изнемогшее животное упало на землю, и Тунг-пой отрезал антилопе заднюю пару ног. «Люди, — сказал Тунг-пой, — становятся с каждым днем все мельче и слабее. Как смогут они охотиться за шестиногими антилопами, когда я сам с трудом ее убил». С тех пор антилопы стали четвероногими.
Это было давно, люди продолжали мельчать и слабеть, но им по-прежнему требовалось кого-то или что-то настигать, теперь вот — цены, иначе не выжить, и кто-то должен те подрезать, чтоб не сильно резвились (Тунг-пой после его во имя человечества подвига куда-то подевался); для того, в конце концов, мы и придумывали всякие структуры над собой и героев для себя — дабы ограничивать аппетиты богатых в пользу бедных. Но есть удивительные нюансы.
Антимонопольная служба нашей нефтезависимой страны предъявляла большой нефтяной четверке («Роснефти», «Лукойлу», ТНК-ВР, «Газпром нефти») суммы и крупнее, тоже за завышенные цены на бензин и керосин — но это случилось в 2008-м, а тогда Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа еще только формировалась, и вертикально интегрированные компании государство обяжет продавать на ней 10, а потом и 15% своих нефтепродуктов с 2010-го — выполнение этого требования (наряду с еще несколькими) как раз и позволило нефтяникам достичь тогда компромисса с ФАС и существенно снизить суммы миллиардных штрафов.
Для чего требовались торги на бирже? Монополии в отрасли нет ни у кого, однако это олигопольный рынок: нефтяных компаний немного, и они все большие, ни у кого формально нет доминирующего положения, но