Сюжеты · Политика

Депутат и пытка кипятком

История задержания мундепа Кетеван Хараидзе: в мае она объявила, что пойдет на выборы в Госдуму, в июне ее арестовали по делу о мошенничестве

Кетеван Хараидзе. Кадр из видео

«Хочет помочь всем и никому не может отказать, часто себе во вред»

Мундеп Тверского района Москвы Кетеван Хараидзе родилась в Тбилиси. Ее отец — писатель, журналист. Мама — филолог, работала преподавателем русского языка и литературы. Хараидзе окончила Тбилисский государственный университет по специальности «Тележурналистика», а потом переехала в Москву, поступив в аспирантуру журфака МГУ.

На протяжении нескольких лет работала корреспондентом на Гостелерадио СССР в программе «Время». Занималась режиссурой документального кино.

Просто «Кети» — так ее зовут коллеги-депутаты. Статная, утонченная женщина с черными волосами, традиционно собранными в косичку вокруг головы. Хараидзе — 63 года. Как рассказывают коллеги-депутаты, в своей работе Кетеван в одиночку берется решать проблемы обратившихся к ней жителей. Одна едет на стройку, одна приезжает в дом, где случилась авария.


Глава муниципального округа Тверской Яков Якубович

— Не скажу, что Кети — командный игрок, если к ней обращаются с какой-то проблемой, она сама старается решить ее, не привлекая других депутатов, — считает глава муниципального округа Тверской Яков Якубович. — И все же Кети — один из самых активных депутатов в нашем округе.

Якубович и ряд других депутатов из совета депутатов муниципального округа Тверской написали письмо в защиту Кетеван Хараидзе, после того как ее отправили под арест. 

Из письма мундепов в защиту Хараидзе

«За три года и десять месяцев на посту муниципального депутата Кетеван Гурамовна Хараидзе заслужила высокую степень доверия граждан муниципального округа Тверской, почтение и уважение со стороны коллег, муниципальных депутатов. Характеризуется принципиальностью, честностью и твердой позицией, особенно в спорных вопросах, возникающих в ходе отстаивания интересов жителей», — сказано в письме.

— Кетеван хочет помочь всем и никому не может отказать, зачастую себе во вред. С какого только района к ней не обращаются… — рассказывает глава избирательного штаба Хараидзе Катерина Успенская.— Не только Тверской, но и соседние районы — там же тоже есть люди. Пресня, Басманный. В дом на набережной в районе Якиманка она приехала решать вопрос с капитальным ремонтом. На Арбате решала вопрос с вытяжками в ресторанах. В общем, хочет помочь всем.

Хараидзе была избрана муниципальным депутатом Тверского района Москвы в 2017 году. Шла от «Яблока», но в 2019 году вышла из партии.

Обвинение в мошенничестве

— Мы с ней живем в одном подъезде. Вечером около 22.30 раздался звонок в дверь, это была Кети, абсолютно белого цвета, и четверо штатских в масках. Она сказала, что у нее в квартире был обыск, теперь ее хотят везти на допрос, но она боится одна и просит меня поехать с ней, — рассказывала соседка Хараидзе Варвара Горностаева, главный редактор издательства Corpus. — Я ее знаю давно, у нас такие хорошие соседские отношения.

Силовики пришли с обыском 17 июня. Хараидзе открыла дверь, решив, что пришли прорабы — в доме проходит капремонт. Но вошли четверо следователей.

Помимо «традиционных» для обыска изъятых вещей в виде техники — у Хараидзе забрали якобы найденные в зимнем пальто две пятитысячные купюры. Сама Кетеван считает, что деньги подбросили — она не помнит, чтобы оставляла их там.

Женщина стала подозреваемой по делу о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК), хотя сначала получила статус свидетеля. Хамовнический суд спустя два дня назначил самую строгую меру пресечения из возможных, отправив Хараидзе в СИЗО на два месяца. Она почти сразу же объявила голодовку. Но спустя всего пару дней после объявления о голодовке, стало известно, что в следственном изоляторе Кети не приносят питьевую воду. Лишь кипяток. 

«У меня нет воды! Нет воды! Передайте мне воду! Жарко! Еды не надо!» — писала Хараидзе.

Несколько дней назад она прекратила голодовку — из-за того, что уже критически упал сахар, сказала начальник штаба Хараидзе Успенская: «Поскольку все ее просили заботиться о здоровье — потому что как мы без нее, нам же нужна ее помощь, хотя бы моральная в предвыборной кампании — поэтому, учитывая показатели здоровья, она из голодовки вышла. Но это не значит, что обратно в нее не уйдет — мы знаем Кетеван, она упертая».

Адвокаты дали подписку о неразглашении материалов дела. Однако сама Кетеван предполагает, что дело якобы связано с ее совместной с жителями Тверского района борьбой со строительными работами на улице Фадеева. Также известно, что заявление на Кетеван написал представитель застройщика — об этом «Новой» сообщила ее адвокат Евгения Григорьева.

Визуализация проекта в ЦАО Москвы от строительной компании Stone Hedge

Речь идет о стройке в районе Долгоруковской улицы и улицы Фадеева, где группа компаний STONE HEDGE возводит комплекс из 17 вилл. По словам представителей Хараидзе, жилой комплекс был возведен без собственной канализации и со строительными нарушениями, сегодня работы там приостановлены. Как рассказывала Хараидзе, застройщик якобы планировал подключиться к старым сетям канализации соседних домов. За неделю до ареста Хараидзе написала на своей странице в фейсбуке пост о «победе»: «Застройщик вилл после долгого упорства подписал гарантийное письмо, где обязуется ремонтировать гнилые коммуникации сети жителей!»

«За честь и достоинство москвичей»

«За честь и достоинство москвичей» — было сказано на предвыборной агитационной листовке Хараидзе летом 2019 года. Кетеван собирала подписи для выдвижения кандидатом в депутаты Мосгордумы. Но собрать необходимое количество не удалось.

Сегодня Хараидзе собирается выдвигаться в Госдуму по Центральному административному округу. Не самовыдвиженкой. Но от какой партии, ее представители пока не хотят говорить:

— С этой партией все очень сложно, и пока они боятся, что ее могут не допустить [до регистрации] в ЦИКе, — говорит начальник штаба Хараидзе Катерина Успенская. — На сегодняшний момент у них нет никаких причин для отвода. Они просто очень просили во всеуслышание пока об этом не объявлять.

По словам Успенской, к ней регулярно обращаются жители Тверского и соседних районов с вопросом,чем сейчас можно помочь Хараидзе: «У меня телефон, бывает, раскалывается. Я отговариваю от одиночных пикетов (хотели с ними выйти люди), но нам не нужно сейчас дополнительных жертв — ей не поможете, а себе можете сделать хуже. Очень беспокоятся Арбат, Мещанка — все оживились, потому что есть ряд вопросов, которые они надеялись решить. Лето, все на дачах, но капитальные ремонты никто не отменял».

Рассмотрение апелляционной жалобы на арест Хараидзе состоится 12 июля.