В ночь на 5 июля 1037 афганских солдат и офицеров и участников проправительственного ополчения переправились через пограничный с Таджикистаном Пяндж и перешли на территорию соседней республики. Они отступили под давлением талибов, развернувших наступление в северо-восточной афганской провинции Бадахшан.
Таджикские пограничники пустили их на территорию своей страны, «учитывая добрососедские отношения и невмешательство во внутренние дела Афганистана», солдаты отступили, заявили в Душанбе, «спасая свои жизни».
Скорее всего, так оно и есть. Хотя понятно, что здесь в который раз мы видим особенности гражданской войны афганцев, талибы не стремятся категорически всегда и везде уничтожать афганцев, воюющих в национальной армии и полиции Афганистана. Они предпочитают договариваться с ними там, где можно, вынуждая сдать оружие и расходиться по домам. А то и предлагая вступить в ряды «Талибан»…
Спасаться в массовом порядке бойцы правительственных подразделений Афганистана начали еще 22 июня, когда больше двухсот военных перешло в Таджикистан на разных участках афгано-таджикской границы. Спустя несколько дней афганские военные стали переплывать на лодках уже пограничную с Узбекистаном Амударью. Точное их число не указывается, но их также значительно больше 200 человек. Узбекские власти сообщили, что 53 человека из них после тщательной проверки были депортированы назад в Афганистан. По неофициальным данным, полученным из осведомленных источников в Ташкенте, узбекские спецслужбы стремятся выявить среди беженцев бывших джихадистов, выходцев из Узбекистана, воевавших в террористических структурах, таких как Исламское движение Узбекистана, ИГ, Аль-Каида (все они признаны террористическими и запрещены на территории России).
Можно предположить, что такие же действия проводят и таджикские силовики. Однако в этом случае ситуация не выглядит столь однозначной.