Комментарий · Общество

Вперед, жаре навстречу!

Солнечный круг, и черт-те что вокруг. Немыслимые мысли Бориса Бронштейна

Борис Бронштейн , обозреватель «Новой»
Петр Саруханов / «Новая газета»

«В Нижнекамске мужчина и женщина занялись любовью прямо в парке». Ставлю кавычки, так как ни одного моего слова тут нет. Это блуждающий заголовок целого ряда СМИ, откликнувшихся на общественно значимое событие в одном из городов Татарстана. Я вообще не стал бы применительно к тому, что происходило под кустом, употреблять выражение «занялись любовью». Мне по старинке кажется, что если уж речь о любви, то он должен был декламировать ей: «Я помню чудное мгновенье…» или исполнять под гитару: «Я встретил вас, и все былое…». Так нет же, эти двое, как явствует из любительского видео, обошлись без Пушкина и Тютчева. Но не обошлись без полицейского, который пресек их занятие, как бы его ни называли. И какая тут мораль? Да никакая. Жара нынче, как снег на голову. Перегрелись товарищи, сняли с себя лишнее…

Давненько мы не ощущали такого перегрева, как в нынешнем июне. Все как-то привыкли к тому, что Россия — страна, где птицы замерзают на лету, а теперь уже никто не удивится, если они еще недельку потерпят, а потом построятся клином и улетят на север. Настораживает сообщение, что в Москве превышена максимальная температура, наблюдавшаяся 22 июня 1917 года. 

Еще больше тревожит, что примерно то же наблюдается в Петербурге. Помним, что было там после летнего перегрева 1917-го.

Жара влияет на принятие решений даже в залах, где вроде бы должны быть кондиционеры. Вот некоторые казанские газеты удивляются странному судебному решению: бывшую чиновницу из Рыбно-Слободского района Татарстана, похитившую из бюджета 171 тысячу рублей, суд приговорил к штрафу в размере 120 тысяч. Да, цифры гуманно не сходятся. Казалось бы, для того чтобы разойтись с провинившейся по-хорошему, государство посредством справедливого суда должно было накинуть ей еще 51 тысячу штрафа. Или нет? Наверное, правильно было бы добавить 50 тысяч 700 штрафных рублей, а 300 рублей по правилам хорошего тона следовало было оставить даме на такси до дома.

Примечательно, что нынешний перегрев предсказал не только заведующий российской погодой Роман Вильфанд, но и заведующий российскими финансами Антон Силуанов. Еще 3 июня, когда было в меру прохладно, Антон Германович, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, предупредил, что российской экономике угрожает перегрев и что его признаки уже видны — ускорение инфляции. «Это приводит к обесценению денег, обесценению социальных выплат и зарплат… Разве мы этого хотим?» — прямо спросил он.

Хоть и не нас с вами спросил, ответим: «Нет! Хотим надежных денег и хороших зарплат! Подскажите, где можно расписаться в получении». И еще хотим понять, что это у финансистов за странный перегрев такой. Почему при нагревании все предметы расширяются и удлиняются, а рубль укорачивается? А главное, хотелось бы выяснить, что аномального было с погодой в декабре-феврале, когда инфляция подскочила с 4,91 до 5,67 процента? Как спишешь перегрев на жару, если наша экономика перегревается и в пору крещенских морозов?

Да не только экономика. Вернемся к правосудию. Надо ли удивляться решению татарстанского суда, насчитавшего в жаркую пору загадочный штраф? Не надо. Давайте взглянем на какой-нибудь зимний вердикт суда, на который повлияло не палящее солнце, а… А что? Наверное, жгучие батареи парового отопления.

Ну вот, например, зимний перегрев случился в Краснооктябрьском районном суде Волгограда, где рассматривалось довольно простое дело о ДТП на перекрестке. Профессиональный водитель Андрей Ваньков, двигаясь по Второй Продольной магистрали, столкнулся с «Ладой», выезжавшей с улицы Четырех Связистов и пилотируемой сотрудником полиции. На этом перекрестке не было никаких знаков, и водителям надо было сориентироваться и на ходу определить, какая улица главная, а какая второстепенная. Опытные читатели, конечно, скажут, что тут нечего думать. Ясно, что главная та, по которой едет полицейский. А если бы полицейские находились за рулем обеих машин, то главной, разумеется, считалась бы та дорога, по которой рулит водитель званием выше. В правилах движения давно пора записать: «Лейтенант уступает дорогу полковнику и желает ему счастливого пути». Но так могут рассуждать бывалые люди, а суд должен был принять во внимание хотя бы пояснение департамента городского хозяйства. А в нем четко сказано, что улица, с которой выезжал полицейский, относится к дорогам местного значения (это просто выезд из жилой зоны), а та, по которой двигался Андрей Ваньков, является магистральной. Но за пять минут судебного заседания водителя без погон признали виновным, назначили ему штраф и обязали оплатить ремонт «Лады». Хотелось посмотреть, записано ли в решении, что после ремонта Ваньков должен помахать вслед машине полицейского платочком, но это уже неважно. После долгих хождений по судебным инстанциям ему все же удалось добиться отмены этого решения и доказать, что Продольная магистраль — это вам не Поперечная.

Можно долго перечислять явления нашей жизни, обусловленные круглогодичным перегревом: карательное законотворчество, искоренение свободных СМИ, усиление борьбы с инакомыслием, ослабление борьбы с коррупцией… Да что там, у нас не только футболисты играют на перегретых полях, но и хоккеисты — на перегретом льду.

Думаю, читатели уже замечают, что автор тоже слегка перегрелся, поэтому вбрасываю простой и понятный факт и заканчиваю. В Набережных Челнах — ограбление века: 19-летний парень ночью взломал ларек и унес домой четыре коробки с мороженым. До прихода полиции он успел съесть 10 порций. С перегрева мне кажется, что надо дать ему 11-ю порцию и отпустить. Жара. Что тут непонятного?