Сюжеты · Общество

«Я тренировалась в подвале и на улице»

Раиса Чебаника — о том, как попасть из интерната в молдавском поселке на Игры в Лондон

Дарья Кобылкина , Корреспондент
Фото: Светлана Виданова / «Новая»

В мире настольного тенниса ее уважают и боятся как непредсказуемого и самого опытного соперника.

Помимо феноменальной скорости игры и филигранного владения ракеткой, в ее арсенале невероятное упорство и боевой настрой. Она прошла долгий путь от школы-интерната в далеком молдавском поселке до главной вершины спортивной карьеры. И не думает останавливаться. Раиса Чебаника — чемпионка Европы, мира и Паралимпиады в Лондоне — активно готовится к выступлению в Токио. А в перерывах откровенно рассказывает о самых главных вещах: вере в себя и маленьких составляющих успеха.

Фонбет — партнер совместного проекта «Новой газеты» и Паралимпийского комитета России

Съемка: Светлана Виданова, монтаж: Александр Лавренов / «Новая газета»

Невысокая миловидная женщина с аккуратным каре, сильно смущаясь, протягивает руку: «Раиса». На ней скромные темные брючки и ботиночки, и если бы не алая футболка с гербом, вряд ли вы распознаете в ней чемпионку. Проходим по коридору Паралимпийского комитета и замираем перед одной знаменитой фотографией. Паралимпийские игры в Лондоне 2012 года, финал турнира по настольному теннису и первые секунды после ее победы. От этого снимка явно идет звук, даже крик — освобожденной ярости, отступившей боли, погасшего напряжения, первобытного счастья и удовлетворения. Мунк и рядом и не стоял.

— Для профессионального спортсмена победа на Играх всегда будет стоять особняком. Она всегда — особенная, всегда — самая долгожданная и желанная, всегда — выстраданная. К своей я шла 15 лет. Притом, что тогда никто от меня не ожидал этой победы, даже в число претендентов на медали не включали.

За полгода до начала Паралимпиады в Лондоне Раиса Чебаника перенесла сложную операцию на мозге. До этого она две недели находилась без сознания, врачи диагностировали невралгию тройничного нерва. Для его блокировки Раисе вживили пластину, чтобы вернуть ей возможность передвигаться. О продолжении спортивной карьеры тогда никто и не думал.

— В процессе восстановления я похудела на 12 килограммов. На последнем перед Играми турнире видела в деле моих соперниц: вдвое моложе меня (Раисе на тот момент исполнилось 48 лет. — Д. К.), сильные, уверенные, несокрушимые.

В глазах у меня тогда смешались страх и восторг. Как же я их удивила в Лондоне! Всех удивила, даже себя.

При рождении в молдавском селе Оланешты Раисе поставили диагноз ДЦП, детство прошло в интернате, где общение с родными ей заменили шахматы и настольный теннис. Суровые условия заставили стать самостоятельной, окончить техникум, найти работу, с которой ей удавалось иногда «сбегать» на тренировки и соревнования. Во время союзного первенства состоялась судьбоносная встреча с Ольгой Костиной. Тренер паралимпийской команды предрекла Раисе большое будущее и уговорила на переезд в Москву.

— Хоть поначалу было и страшно согласиться на переезд в другую страну, языка которой даже не знаешь, я сделала единственно правильный выбор. Я очень полюбила Россию, я считаю ее своей родиной. Еще в самом начале карьеры мне поступали предложения от других стран — Канады, Великобритании, Израиля, но я всем отказывала. Россия мне очень многое дала: возможности и условия, чтобы реализовать себя и лучшего тренера, который помогает мне на протяжении всей жизни. Если сравнить с Молдавией, то там у меня не было почти ничего: я тренировалась в подвале и на улице, у меня не было своего дома, не было веры в себя.

Фото: Светлана Виданова / «Новая»

Многое в жизни Раисы — по плану. Есть цель — есть план ее достижения. Так, она довольно быстро справилась с русским языком, труднее давались победы. Врожденный недуг не давал поблажек: она оступалась и падала на тренировках, временами казалось, что организм не выдерживает активных физнагрузок. Но вместо положенной нормы упражнений Раиса выполняла в два, а то и в три раза больше.

— Я повидала много спортсменов, которые показывали выдающиеся результаты, но после первых же трудностей были готовы все бросить. А инвалидам еще и советуют: «Зачем тебе эти нагрузки, это вредно, только хуже станет». Это неправда. Спорт помог мне сократить, побороть и избавиться от проявлений болезни. Я на постоянном контроле лучших врачей. Не представляю даже, как бы жила без всего этого!

Спорт избавил меня от множества трудностей и проблем как в бытовом, так и в социальном плане.

Среди друзей по цеху, помимо коллег по команде и тренерского штаба, у Раисы много и соперниц. Вне пределов теннисного стола, как она объясняет, царят уважение, взаимопомощь и поддержка. А злость и гнев — только в свой адрес: никто не сможет украсть у тебя победу, если ты сам не проиграешь.

— В исходе поединка все играет роль. Помимо всесторонней подготовки — физической, тактической с просмотром игр соперников, — уделяется внимание и «мелочам». Подбор инвентаря — для каждой соперницы свой, особый. У разных спортсменов — разный стиль: одни играют ракетками с шипованными накладками, другие — с гладкими. Отскок мяча от них совершенно разный, в каждом случае его нужно по-разному отрабатывать: где-то сыграть «накатом», а где-то — исхитриться, обострить. У кого-то «быстрые» ракетки, у кого-то — средние. Также и с мячиками: для каждого крупного турнира — новый вариант, то с выпуклостями, то с впадинами. И каждый раз надо привыкать к скорости и направлению отскока, который может быть совершенно непредсказуемым. В Токио, кстати, мячи будут утяжеленными. Их ввели специально для удобства видеосъемки: обычно мячи летают с такой скоростью, что их даже не видно, камера не успевает за нами.

Фото: Светлана Виданова / «Новая»

Раиса не просто так упоминает грядущую Паралимпиаду: вместе с партнерами по команде она готовится выступить в Японии. Была готова и четыре года назад, в Рио-де-Жанейро, где считалась бы самой возрастной участницей турнира. С партнерами по команде они занимаются в современном спортивном центре для реабилитации инвалидов в Зеленограде. А после тренировок Раиса помогает на занятиях с детьми.

— Не тренирую, это слишком громкое слово, но когда просят что-то показать, где-то подсказать — никогда не отказываю, мне только в радость, мы смеемся, улыбаемся, играем. А тренерская деятельность намного сложнее: ты уже несешь большую ответственность за судьбу человека, его победы и поражения — результат и твоей работы. К тому же я столько лет в спорте, в строгом режиме, что, наверное, уже хочется от него немного отдохнуть. К тому же в будущем вижу себя больше в социальной работе, благотворительности, помощи окружающим. Это мне очень близко.

Воспитанница школы-интерната, Раиса не понаслышке знает, как и чем живут его обитатели. Она — пока, в силу постоянной занятости спортивной карьерой, — не частый, но искренний и эмпатичный гость в таких учреждениях. В детский дом в Боровичах Раиса приехала впервые несколько лет назад, но,

познакомившись с воспитанниками, больше не смогла забыть их голосов и лиц. Часть ее призовых уходит на поддержку благотворительных организаций.

— Я вспоминаю свое детство, конечно, когда их вижу. И хотя сегодня у ребят условия их жизни меняются к лучшему, есть доступ к спортивному оборудованию, развивающим играм, литературе, знаниям вообще. У нас не было ничего, даже одежды. Но главное — не это. И это не меняется никогда. У них нет по-настоящему близких и родных людей, мам и пап, которые могли бы помочь, поддержать, обнять. Это самое простое действие и в то же время самое ценное.

Поддержку, которая никогда не бывает лишней, Раисе, как и другим спортсменам-паралимпийцам, долгое время оказывает Фонд «Параспорт». Поддержать их, отвечая благодарностью за нелегкий труд, она предлагает в рамках благотворительной программы Фонбет «Ставка на добро».