Александр Любимов, журналист, один из создателей независимой телекомпании «ВИД»:
Вместе с Эдуардом Сагалаевым в Молодежной редакции они начинали то живое, настоящее телевидение, у которого, казалось, не было срока давности, которое было обращено лицом к человеку. «Молодежка» в тот момент была для всех нас главным маяком. Там рождались новые идеи, яркие проекты.
Обычно все вспоминают «Взгляд». Ну потому что попал в ожидания, был неосмотрительно честен, смел. Но на самом деле, ведь и до этого они делали замечательные проекты. Вспомните «12 этаж», где подростками обсуждались самые животрепещущие, самые сложные, подчас запретные темы. «Мир и молодежь» — по сути документальные фильмы о жизни молодых людей. И эти программы были востребованы, их ждали. Блестящий храбрый сериал «Наша биография» — цикл из 60-ти документальных фильмов, в которых ток истории, рассказы очевидцев. А еще были КВН, «Это вы можете», «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», «Адреса молодых».
Вокруг этих проектов возник целый коллектив не просто талантливых авторов, но индивидуальностей. Анатолий Григорьевич был сам невероятно образован, при этом понимал, как работать с такими неотесанными, непричесанными журналистами, как я. Работа с ним и была лучшей из возможных школ.
Он был фундаментальным центром многих передач. Здесь важна была и инициатива, и ответственность, и контроль. Вообще, он для меня выдающийся пример учителя, педагога, профессионала.
Как он строил свое телевидение? Вместе с Сагалаевым они умели обратить и держать внимание миллионов зрителей на крупном плане человека.
Если сейчас для людей, которые никогда не видели «Взгляда», кажется, что это была антисоветская передача, вроде «Голоса Америки»(Мы вынуждены указать, что эта радиостанция считается властями России СМИ-иноагентом. — Ред.), то это не так. Нас интересовали судьбы простых людей, тех самых, которых игнорирует телевизор сегодня. Если конечно, они живут не на Донбассе. Сегодня условный «Донбасс» заменил «безработных Нью-Йорка», о которых гневно пело советское ЦТ. Для Лысенко первоочередной историей была жизнь обычных людей: их судьбы, мировоззрение, боли, интересы, увлечения, ошибки, надежды.
Кстати, если вы посматривали ОТР, и на нем были попытки в нынешней сложной ситуации интересоваться жизнью большой страны, регионов — причем довольно любопытные.
А из того, что создали Лысенко и Сагалаев до сих пор живы и интересуют огромную аудиторию программы «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «КВН». Ведь не про угадывание слов передача «Поле чудес», на съемках которой я был вчера. Про человеческие любовные отношения: люди приезжают из разных весей в столицу, передают привет своим. Привозят всякую всячину от пирогов до грибов. Их городок, село собирается за них болеть. Это момент коммуникации Москвы со страной. Если посмотрите рейтинги, «Поле чудес» — на первых строчках. Хит пятницы. Кстати, вспоминаю, мы снимали первые программы «Поля…», когда Толя уже ушел уже на Российское ТВ, но он участвовал в вынашивании народной передачи. Они же с Владом Листьевым поехали в Париж снимать спец-выпуск, и увидели там похожее шоу.
А вторая по популярности в эфире программа, собирающая самую разную аудиторию «Жди меня», ей тоже скоро четверть века. Вообще было создано так много разнообразного, содержательного телевидения. Просто «Вгляд» прогремел, потому что совпал со временем перемен, жестких дискуссий о судьбах о отечества, в которых мысль и боль довлела над идеологией.